Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Сергей Иванов: Красивых номеров на всех не хватит

Сергей ИвановО тенденциях рынка интеллектуальных услуг связи, об их возможностях и преимуществах в интервью CNews рассказывает Сергей Иванов, генеральный директор компании «КантриКом».

СNews: Рынок интеллектуальных услуг связи сформировался в России относительно недавно. На каком этапе развития находится сейчас, по вашим оценкам, эта отрасль? Какие тенденции здесь доминируют?

Сергей Иванов: Этот рынок имеет свою специфику именно в силу того, что цифровые услуги связи пришли к нам не так давно. Если США и Европа были знакомы с возможностями цифровых сетей уже с конца 70-х годов и сейчас они являются нормой, то у нас модернизация станций идет с начала 90-х годов и пока еще далека от завершения. Сейчас большинство пользователей в России и даже в Москве обслуживают старые, либо аналоговые декадно-шаговые, либо координатные АТС, которые имеют весьма ограниченные возможности.

А возможности цифровых сетей в России доступны либо корпоративным пользователям, либо сотовым абонентам. Без цифровых сетей интеллектуальные не могли развиваться, поэтому наблюдалась некоторая задержка. Более того, большинство людей совершенно не представляют себе возможностей интеллектуальных услуг и цифровой телефонии. Даже лицензирование этих услуг было введено только два года назад.

Развитие сетей сейчас идет колоссальными темпами, о подобных проектах говорят многие операторы. Но реальных игроков на этом рынке очень мало — буквально 2–3 компании, не считая сотовые сети, в инфраструктуру которых интегрирован ряд этих услуг.

Мы являемся первым интеллектуальным оператором в России. Проекты, которые были реализованы даже достаточно крупными операторами связи, все-таки были только проектами внутри компаний и не выделялись ими в отдельное направление деятельности. Если интеллектуальные услуги связи в общей структуре их бизнеса не превышают 1–2%, то для нас это — основное направление.

CNews: В чем вы видите ключевые преимущества интеллектуальных операторов связи и услуг над «классическими»?

Сергей Иванов: Интеллектуальные услуги связи — это практически новое направление в возможностях цифровой связи. Сегодня оно включает в себя голосовую почту и конференц-связь, услуги по предоплаченным картам, звонки на 800-е номера, голосовые услуги и новые возможности классической телефонии.

В то же время — интеллектуальные услуги связи являются совершенно новым воплощением того, к чему уже привыкли пользователи: того, что телефонный номер — это нечто, «привязанное» к конкретным проводам или сотовой трубке, что говорить по телефону можно только с одним человеком и т.д.

Жизнь меняется, сегодня каждый из нас использует огромное количество номеров. За несколько лет человек может поменять несколько контрактов операторов сотовой связи, сменить офис, переехать. При этом его партнеры, друзья должны все эти номера отслеживать. Для бизнеса переезд вообще может быть критичен: контакты могут быть потеряны.

Современные интеллектуальные услуги связи решают подобные проблемы. Фактически — мы занимаемся тем, что меняем понимание того, как оказываются услуги связи. У компании, у человека может быть только один прямой московский номер. И все звонки с этого номера маршрутизируют на реальные линии. На первый взгляд, нет ничего нового — просто переадресация вызова. Но реализация этой услуги происходит уже на совершенно другом уровне. Услуга дает возможность маршрутизации звонка в зависимости от времени суток, вызов может приходить одновременно на несколько телефонов и т.д.

Наша компания имеет лицензии на оказание услуг телефонной связи, включая услуги интеллектуальной сети связи, оказание услуг телематики и передачи данных. Мы оказываем услуги как корпоративным, так и частным клиентам. Например, телефонизируя офис, мы можем предоставить не просто телефонные аппараты на столах, офисную станцию и выделенный канал связи. Дальше начинается то, что мы называем интеллектуальными услугами связи: каждый номер оказывается не привязанным к конкретному рабочему месту сотрудника. Сотрудники также получают sim-карту сотового оператора, и вызов на мобильный телефон может приходить одновременно с вызовом на стационарный телефон. То есть, фирме уже не надо для обеспечения сотовой связью своих сотрудников заключать отдельный договор с мобильным оператором: имея у нас единый лицевой счет, фирма раз в месяц оплачивает все телекоммуникационные потребности сотрудников.

Все привыкли к тому, что подобный функционал можно сделать с помощью офисной АТС, жестко запрограммировав все особенности связи. В действительности, все может быть по-другому (так, как предлагаем мы): пользователь может на своей веб-странице управления номером настроить любой график маршрутизации вызовов. Причем интуитивно понятный интерфейс позволяет это сделать в течение нескольких секунд. Как я уже отметил, наши номера не привязаны к стационарным телефонам офиса, и если сотрудник перешел с одного рабочего места на другое, то в считанные секунды он может перенастроить свой городской номер с одного внутреннего номера на другой. При этом возможности не ограничиваются маршрутизацией: для каждого номера можно создать голосовой почтовый ящик, «черный» и «белый» список.

Эта услуга, ориентированная на частных пользователей, называется «Инкогнито номер». Телефонный номер услуги позволяет одновременно принять до трех вызовов. Звонок может быть принят на любом телефоне, вне зависимости от того, где находится абонент — дома, на работе, в другом городе. И те, кто ему звонит, не узнают, где именно он находится и по какому телефону говорит. Но конфиденциальность в данном случае является лишь одним из преимуществ. Главный плюс — вызовы не теряются, а друзьям и коллегам не нужно запоминать более одного номера. В комплект «Инкогнито номер» может входить sim-карта сети «Мегафон Москва».

В услуге «Интеллектуальный офис» корпоративные клиенты могут записать практически любые варианты голосового автоинформирования.

Другая возможность — неограниченное число линий. Основная проблема телефонов состоит в том, что они бывают заняты. Как правило, возможности линии ограничиваются каналом оператора, к которому клиент подключен. При рекламных кампаниях или просто при увеличении количества звонков абоненты в какой-то момент могут просто не дозвониться. Мы эту проблему тоже решаем: организуем в офис клиента выделенный канал, но только пропускная способность нашего телефонного номера им не ограничивается. Она существенно выше этих каналов и реализована на центральной интеллектуальной платформе, которая находится не у абонента, а на нашей центральной станции. То есть мы предоставляем существенно больше возможностей, чем просто установка офисной АТС и организация выделенных линий. Функционал по возможности обработки практически неограниченного количества звонков изначально предоставляется каждому абоненту «Интеллектуального офиса».

В принципе, услуга «Интеллектуальный офис» ориентирована на корпоративного пользователя. И она рассчитана на то, что в качестве основного будет использоваться номер офиса, сервисной службы или отдела прямых продаж. Такой номер имеет те же преимущества, что и «Инкогнито номер», но количество вызовов здесь практически не ограничено. При необходимости их можно расширить до нескольких сотен одновременно. Базовая конфигурация — это возможность принять либо 30, либо 100 одновременных вызовов. Имеются услуги автоинформирования абонентов, конференц-связь, второй вызов и многое другое.

CNews: Насколько в данный момент интеллектуальные сети востребованы отечественными абонентами? Каков объем этого рынка, его динамика?

Сергей Иванов: Спрос на эти услуги растет, и тенденция к росту очевидна. Начав продажи в середине 2004 года, мы сейчас удваиваем число ежемесячных подключений новых абонентов за каждые три месяца. Это хорошие показатели.

Доходы в области интеллектуальных услуг связи приносит множество сервисов. Это услуги, связанные с маршрутизацией вызова, дополнительные голосовые сервисы, услуги автоинформирования. Это и 800-е номера, которые в настоящее время реализует только «Ростелеком». Но ожидается демонополизация этого сектора, а также направления междугородной, междугородной связи. Наш выход на рынок 800-х номеров (как и выход других операторов) ограничивают только административные преграды, которые Мининформсвязи обещает в этом году устранить.

Те решения, которые сегодня предлагаются на рынке большинством операторов, как правило, опираются на решения на базе IP-телефонии, на телематические сервисы, на компьютерную телефонию, — на все то, что имеет достаточно гибкую архитектуру. Но все-таки они не несут в себе тех возможностей, которые были наработаны и сформированы в классических цифровых сетях: надежности, гибкой интеграции с телефонными сетями там нет.

Понятно, что решение на программном уровне можно реализовать достаточно быстро. Но полноценных интеллектуальных сетей связи, способных обслуживать сотни тысяч абонентов, на рынке очень мало. Наша компания этот путь прошла, и сегодня можно говорить о наличии у нас уникальной платформы и возможностей. Мы уверены, что рынок в ближайшие 2–3 года будет еще очень далек от насыщения.

СNews: Каков, по вашим данным, совокупный объем продаж на российском рынке интеллектуальных услуг связи? Какова структура доходов компаний, работающих в этом секторе?

Сергей Иванов: Точную цифру назвать проблематично: ее можно лишь приблизительно обозначить. Это около $30 млн. в год. В принципе, некоторые аналитики оценивают емкость рынка в несколько сотен миллионов долларов в год. Наш сегмент пока невелик. Львиная доля — это услуги, реализуемые на сетях сотовых операторов.

Предсказать динамику рынка сложно: на рост влияют очень многие факторы, в том числе — и вопрос регулирования. Хотя новый список лицензий и действия Мининформсвязи уже отвечают определенным реалиям и позволяют работать в данной области. В течение ближайшего года будет подготовлено существенное количество документов, которые также будут определять развитие рынка. Но это потребует определенного времени, не менее года. В целом, тенденции рынка позитивные. И, думаю, объем рынка интеллектуальных услуг через год вырастет вдвое.

CNews: Каково соотношение корпоративных и частных пользователей интеллектуальных услуг связи в общей базе абонентов?

Сергей Иванов: Если мы говорим о структуре трафика, об объеме потребляемых услуг, то, конечно, основными являются корпоративные пользователи.

А если мы говорим об абсолютном количестве подключенных номеров и пользователей, то здесь количество частных абонентов превалирует. Это объясняется тем, что мы продвигаем свои услуги совместно с сотовой сетью «МегаФон»: услуги «Инкогнито номер» с sim-картой этого оператора сейчас очень востребованы.

В настоящий момент в общей структуре наших клиентов порядка 70% частных пользователей. На услугу «Интеллектуальный офис», предоставляемую корпоративным клиентам, приходится 25–30%. Но услуги для корпоративных клиентов, естественно, приносят больший доход нашей компании.

CNews: Какова география пользователей подобных услуг? Можно ли говорить о том, что интеллектуальная связь востребована пока преимущественно в Москве?

Сергей Иванов: Думаю, что география распространения интеллектуальных сетей будет со временем расширяться. Темпы развития цифровых сетей в ряде регионов опережают развитие таких сетей в Москве. В ряде провинциальных городов проведена 100%-ная модернизация сетей, установлены цифровые станции.

Думаю, определенная инициатива развития регионального бизнеса будет исходить из Москвы и Санкт-Петербурга. На 2005 год мы уже определились с планами выхода на региональные рынки. Но пока ищем партнеров на местах. Совместно с региональными компаниями мы собираемся строить технические решения на основе уже имеющихся телефонных сетей.

CNews: Каково сегодня общее количество виртуальных операторов сотовой связи в России, по вашим данным? Какая их часть предоставляет услуги интеллектуальной связи?

Сергей Иванов: В настоящий момент таких операторов немного. Я знаю только четырех из них, активно действующих в московском регионе. Эти компании уже заключили договоры с операторами сотовой связи и, не имея собственной сотовой инфраструктуры, представляют интересы мобильных операторов при работе с пользователями.

Часто к виртуальным операторам относят и нас. Но это не так. «КантриКом» — интеллектуальный оператор. При этом мы единственные, кто позиционирует себя подобным образом. Да, мы представляем перед нашими абонентами интересы «МегаФона», но при этом не просто транслируем их услуги. Здесь, скорее, речь идет об интеграции с сотовыми сетями. Учитывая имеющиеся возможности интеллектуальной сети, мы можем работать в партнерстве с любыми сотовыми и стационарными операторами связи.

CNews: Какого рода продукты и услуги интеллектуальных сетей пользуются наибольшей популярностью среди клиентов? Насколько высок спрос, например, на так называемые «красивые номера»?

Сергей Иванов: Здесь есть одна проблема — незнание. Люди часто узнают о таких услугах случайно. Но, узнав, понимают выгоду и проявляют интерес. Мы способны активировать и подключить телефонный номер в считанные часы.

Я уверен, что все наши услуги, и «Инкогнито номер», и «Интеллектуальный офис», будут широко востребованы. Будут развиваться 800-е номера, поскольку есть определенная надежда на демонополизацию (отсутствие конкуренции сдерживает развитие рынка).

Что касается услуги выбора «красивого номера», то этим пользуется каждый клиент, который подключается к нашим услугам. Как в нашем центральном офисе, так и в салонах сотовой связи может быть предложен целый список из сотен «красивых» номеров, доступных для подключения по любому тарифному плану.

СNews: Но ведь «красивых номеров» в какой-то момент может на всех не хватить…

Сергей Иванов: Номерная емкость — изначально ограниченный ресурс. Ситуация в Москве в этом плане только ухудшается: прямых номеров становится все меньше. Понятно, что делаются определенные шаги по вводу кода АВС=499. Но, в любом случае, этот код не составляет серьезной конкуренции коду 095, который в настоящее время практически исчерпан. Новый код станет значимым только тогда, когда в нем будет достаточно большое число абонентов.

Мы будем заниматься развитием кода 499. И я надеюсь, что до конца года мы предложим абонентам на выбор номерную емкость и в нем. Но на сегодняшний день наш приоритет — это код 095, и мы будем стараться как можно дольше предоставлять номера в нем. Однако красивые номера могут закончиться достаточно скоро, если на них сохранится такой спрос. Это очень ограниченный ресурс.

CNews: Какова ваша стратегия построения взаимоотношений с «МегаФоном»? Планируется ли привлечение к подобной схеме работы других сотовых операторов?

Сергей Иванов: Мы благодарны «МегаФону» за совместный проект и динамику его развития. Конечно, и мы интересны «МегаФону», поскольку активно продвигаем услуги их сети на корпоративном рынке.

Что же касается других сотовых сетей — то здесь мы открыты для сотрудничества и ведем с ними переговоры.

CNews: Как вы оцениваете возможные пути дальнейшего развития интеллектуальных сетей — в мире и в России?

Сергей Иванов: Вся область связи становится все более интеллектуальной. И я думаю, уже скоро практически каждый номер — сотовый, домашний — будет иметь функциональность интеллектуальных сетей — возможности маршрутизации, голосовую почту, функции конференц-связи, второго вызова и т.п. Есть некоторые технические проблемы — они, как правило, связаны с модернизацией сетей. Есть и законодательные проблемы. Важную роль играет готовность рынка к этим услугам: люди инертны. Но все меняется, и скоро слово «телефон» уже будет ассоциироваться не с аппаратом, а с номером. Это произойдет очень скоро.

CNews: Какие задачи ставит перед собой компания «КантриКом» на 2005 год?

Сергей Иванов: Планов много. Это и ввод дополнительной нумерации, в том числе — в коде АВС=499, и существенное увеличение абонентской базы, и ввод дополнительных сервисов и услуг. Уже в этом году планируем первые проекты с региональными партнерами. Будем продолжать развивать свою техническую базу, увеличивать штат сотрудников.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS