Обзор подготовлен

версия для печати
Широкополосный бум перекрыл прогнозы

Широкополосный бум перекрыл прогнозы

Весь 2007 год российский рынок широкополосного доступа рос впечатляющими темпами, существенно перекрыв первоначальные прогнозы. Тем не менее, все еще сохраняется серьезный потенциал роста на региональных рынках.

Сегмент услуг широкополосного доступа (ШПД) в интернет развивался в 2007 году опережающими темпами по отношению к отрасли в целом. На конец 2007 года, по предварительной оценке Мининформсвязи, количество широкополосных подключений выросло более чем на 50% по сравнению с предыдущим годом и составило почти 5 млн домохозяйств, что соответствует примерно 10%-ному проникновению. Согласно тому же источнику, количество пользователей интернет в России при этом выросло на 40% и составило около 35 млн человек.

Как считают в министерстве, сегодня вновь подключаемые абоненты отдают свои предпочтения скоростному доступу, что вызывает значительный рост доли широкополосных подключений в структуре услуг доступа в интернет. По словам министра Леонида Реймана, в результате развития конкуренции в настоящее время наибольшую популярность приобретают тарифы безлимитного доступа. При этом, по прогнозам аналитиков, уже в ближайшие несколько лет по стоимости безлимитного доступа мы сравняемся с развитыми странами, либо наши цены, может быть, будут даже ниже.

Доминирующими технологиями ШПД, по данным iKS-Consulting, являются оптоволоконные (FTTx), а также технологии, использующие медную телефонную абонентскую линию (xDSL). При этом коммутируемый доступ (Dial-up) теряет свои позиции, а доля других технологий — доступа по сетям кабельного телевидения, беспроводные технологии (Wi-Fi, WiMAX и др.) — невелика и в совокупности составляет около 10%.

Технологии ШПД в России, 2007*

Технологии ШПД в России, 2007
* — предварительные данные — доли доходов от различных технологий

Источник: iKS-Consulting, 2008

Топ 10

Десятку крупнейших по числу абонентов провайдеров широкополосного интернет-доступа России открывают две московские компании — «Комстар-Директ» (входит в состав «Комстар-ОТС» и предоставляет услуги под торговой маркой «СТРИМ») и «Голден Телеком», которая в прошлом году приобрела одного из лидеров столичного бродбэнда — «Корбину Телеком». Оба игрока демонстрируют хорошие темпы роста и вдвоем контролируют без малого половину столичного рынка.

Крупнейшие провайдеры широкополосного доступа в России*

Компания Число абонентов
1 Комстар-Директ 735 000
2 Голден Телеком*** 383 400
3 ВолгаТелеком 372 500
4 Комкор-ТВ 369 000
5 СЗТ 310 000
6 ЦентрТелеком** 300 000
7 Уралсвязьинформ 294 600
8 ЭР-Телеком 246 000
9 СибирьТелеком 212 000
10 ЮТК 168 500
* — по состоянию на 31.12.2007
** — предварительные данные
*** — данные на конец октября 2007 г.

Источники: CNews Analytics, данные компаний, 2008

По итогам 2007 года число «широкополосных» клиентов «Комстар-Директ» в Москве выросло в 1,9 раза по сравнению с прошлым годом и составило 695 тыс. Особенно удачным оказался последний квартал 2007 года, когда компании удалось привлечь 228 тыс. клиентов, что в 4,8 раза выше показателя за аналогичный период 2006 года. 93,7% пользователей ШПД составляют физические лица, подавляющее большинство которых подключены к Сети на скорости не менее 1 Мбит/с. В регионах клиентская база «Комстар-ОТС» на конец 2007 года превысила 40 тыс.

Общее число домашних абонентов ШПД «Голден Телеком» составило к концу октября 2007 года 394,9 тыс. человек, из которых более чем 254,9 тыс. подключили данную услугу за первые десять месяцев 2007. По расчетам компании, к ее сетям за этот период подключилось более половины всех новых абонентов, а средний ARPU составил около $17 без НДС. Основная технология доступа — FTTB (286,2 тыс. абонентов или 72,5%), далее следуют xDSL (14,4%) и Wi-Fi (13,1%).

МРК «Связьинвеста», по собственной предварительной оценке, в конце 2007 года обслуживали 1,4 млн пользователей ШПД. Лидером среди МРК по числу абонентов ШПД по итогам 2007 года стала компания «ВолгаТелеком» — 372,5 тыс. по состоянию на 1 января 2008 года, что более чем в 3 раза превышает показатель начала 2007 года. По данным аналитиков, доля компании на региональном рынке ШПД по технологии xDSL достигает 79%. Собственная оценка «ВолгаТелеком» по итогам 2006 года — 64,8% рынка услуг доступа по выделенному каналу.

Абонентская база пользователей ШПД у СЗТ по итогам 2007 года составила 310 тыс. абонентов. В настоящее время «Северо-Западный Телеком» занимает около 30% рынка ШПД в СЗФО.

Количество абонентов ШПД по технологии xDSL компании «ЦентрТелеком» выросло в 2,6 раза — с 115 тыс. в начале года до более чем 300 тыс. в декабре 2007 года. Таким образом, ранее сделанный прогноз — 250 тыс. пользователей ШПД к концу прошлого года, был перекрыт.

21 января 2008 г. зафиксировано подключение 300-тысячного пользователя ШПД у «Уралсвязьинформа». По итогам 2007 года доля компании на рынке услуг передачи данных и интернета на лицензионной территории выросла до 52%, а число пользователей ШПД достигло 294,6 тыс. Доля широкополосного доступа (по различным технологиям) увеличилась с 39% в 2006 году до 55% в 2007 году. Таким образом, ШПД получил среди клиентов компании большее распространение, чем коммутируемый доступ.

За прошедший год «Сибирьтелеком» подключил 148,6 тыс. портов широкополосного доступа в сеть интернет, доведя общее число пользователей Webstream до 212 тыс. На 1 января 2008 года количество портов ШПД компании «Сибирьтелеком» составило 196,9 тыс. По оценкам компании, её доля на региональном рынке услуг ШПД составляет 25%.

Количество пользователей ШПД компании ЮТК в 2007 году увеличилось в 2,3 раза — до 168,5 тыс. человек. Доля на рынке интернет и передачи данных, по оценкам компании, увеличилась с 35,48% в 2006 году до 63,4% к концу первого полугодия 2007 года.

«Дальсвязь» — единственная из межрегиональных компаний «Связьинвеста», которая не попала в десятку крупнейших провайдеров ШПД в России, планировала к концу 2007 года подключить 152 тыс. абонентов ШПД.

Тем временем, укрепляют свои позиции альтернативные операторы — провайдеры услуг ШПД и кабельного телевидения. Компании «ЭР-Телеком», занимающей в рейтинге 7-ю позицию, удалось подключить к концу 2007 года 246 тыс. абонентов. Компания работает в 15 российских городах и занимает в них, по собственной оценке, от 30 до 60% рынка телеком-услуг. Количество подписчиков ШПД у компании «Национальные коммуникации» возросло в 2007 году на 142% и составило 111 тыс. абонентов.

Московский рынок

По данным iKS-Consulting, в 3 квартале 2007 года абонентская база ШПД в Москве увеличилась на 160 тыс. и достигла 1510 тыс., а уровень проникновения составил 38% от домохозяйств столицы. По прогнозам компании, к концу 2007 года широкополосным доступом в Москве будет обеспечено почти 1,7 млн. столичных квартир, годовой рост при этом составит 57%. Уровень проникновения широкополосного доступа в Москве достигнет 43%. Похожие прогнозы приводили в J&P — 1640 тыс. домохозяйств в концу 2007 года. Позже выяснилось, что реальность превысила ожидания — к ШПД, по данным J&P, к концу 2007 года было подключено 1984 тыс. московских квартир. Данные ComNews Research, по состоянию на начало февраля 2008 года общее количество домохозяйств, подключенных к интернету в Москве, составило 1,84 млн или 59% от общего количества квартир. При этом общее количество домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к Сети, составило 1,81 млн (58% от общего количества квартир в городе).

Абонентская база домашнего ШПД в Москве, тыс.

Абонентская база домашнего ШПД в Москве, тыс.

Источник: iKS-Consulting, 2007

Лидерство на рынке сохраняет «Комстар-Директ» (торговая марка СТРИМ), рыночная доля которого оценивалась iKS-Consulting на 1 октября 2007 года 30% (27,3% и 28% по данным ComNews Research на конец октября 2007 г. и начало февраля 2008 года соответственно). Доля «Корбины Телеком» увеличилась с «осенних» 16-17% до 18% к февралю 2008 года, а «Комкор-ТВ» (торговая марка «АКАДО») занимал, по различным оценкам, 11-14% столичного рынка. Существенно укрепила свои позиции компания NetByNet, которая смогла за счет активного поглощения домовых сетей смогла занять, по данным ComNews Research, около 5% рынка Москвы (по данным iKS-Consulting доля компании выросла в 3 квартале 2007 года с 6 до 8%).

Структура абонентской базы домашнего ШПД в Москве, 1 октября 2007 г.

Структура абонентской базы домашнего ШПД в Москве, 1 октября 2007 г.

Источник: iKS-Consulting, 2007

«Центральный телеграф», предоставляющий услуги под торговой маркой QWERTY, сместился с четвертой на пятую позицию. Его рыночная доля к концу 2007 года — началу 2008 года оценивалась в районе 3% (данные ComNews Research) в то время как по итогам первого полугодия и 3 квартала 2007 года равнялась около 7% (данные iKS-Consulting). Как считают в iKS-Consulting, доля домовых сетей продолжает сокращаться — если на начало 2007 года к ним было подключено 36% всех столичных пользователей, то за 9 месяцев показатель упал до 28%. Можно ожидать, что в 2009 году независимые домашние сети в Москве будут исключительным явлением, прогнозируют в компании.

Московский рынок ШПД: рыночные доли провайдеров

Московский рынок ШПД: рыночные доли провайдеров

Источник: ComNews Research, 2007-2008

Альтернативные данные приводит J'son & Partners. По итогам 2007 года «Комкор-ТВ» (бренд «Акадо») стал вторым, обойдя «Корбину». Акционер «Комкор-ТВ» холдинг «Ренова медиа» активно скупал мелких провайдеров — «Икар-инвест», Crossnet и др. В 2008 году эти компании, а также уже принадлежащие «Комкор-ТВ» операторы «Миг-телеком» и «Корпорация EXE» будут объединены в одну компанию — «Акадо столица».

Московский рынок домашнего ШПД*

Московский рынок домашнего ШПД
* данные на конец 2007 г.

Источники: J&P, Акадо, март 2008

Планы популяризации ШПД

Количество российских квартир, имеющих широкополосный доступ в интернет, в 2008 году по прогнозам Мининформсвязи, удвоится примерно до 9,6 млн. Это произойдет, в том числе, благодаря удешевлению услуг — в результате серьезного, «в разы», снижения стоимости интернет-трафика в регионах, полагают в министерстве. Уменьшению цен на оптовом рынке будет способствовать активное строительство сетей в регионах. Например, «Голден Телеком» планирует к 2010 году развернуть вместе со своей «дочкой» «Корбиной Телеком» широкополосные сети в 65 крупнейших городах, где живет 65% населения страны (проект Triple65). «Комстар-ОТС», в свою очередь, собирается строить сети во всех городах, где проживает не менее 200 тыс. человек.

Пока же «быстрый» интернет-доступ в регионах в 2007 году был на порядок дороже, чем в Москве. Для популяризации бродбэнда и преодоления «цифрового неравенства» регулятор планирует использовать нерыночные механизмы. В частности, до конца 2008 года Мининформсвязи намерено завершить разработку концепции программы «Связь в каждый дом», которая, по сути, является вторым этапом развития проекта по оказанию универсальных услуг. В частности, концепция предусматривает проведение конкурсов в регионах России, победители которых на конкурсной территории обеспечат подключение домохозяйств к сети телефонной связи и ШПД.  При этом планируется, что скорость доступа будет ограничена (64 Кбит/с или 128 Кбит/с), а цены на предоставление доступа в интернет будут устанавливаться государством. Убытки операторам по предоставлению этих услуг возмещаться из фонда универсального обслуживания. Такой механизм рассматривается в первую очередь для регионов, где отсутствует инфраструктура доступа в интернет.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS