Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

Андрей Сухобоков: Концепция системы управления предприятием ERP II нуждается в модернизации

Андрей СухобоковО дальнейшем сближении рынков бизнес и ИТ-консалтинга говорит в интервью CNews.ru Андрей Сухобоков, директор управления корпоративных информационных систем «А.И. АУДИТ-СЕРВИС». Основой для этого будет являться дальнейшее развитие архитектуры и функциональности информационных систем управления предприятием.

CNews.ru: Как бы вы оценили динамику развития отечественного ИТ-консалтинга на фоне развития рынка бизнес-консалтинга в целом? Некоторые эксперты утверждают, что рост ИТ-сегмента консалтинговых услуг в прошлом году значительно опередил показатели, например, секторов организационного, налогового, кадрового консультирования. Подтверждает ли это ваша практика?

Андрей Сухобоков: Смотря что считать ИТ-консалтингом. Мы у себя в компании разделяем ИТ-консалтинг и консалтинг в области внедрения систем управления и обработки данных. К ИТ-консалтингу относим консалтинг по сетевой инфраструктуре — системному программному обеспечению, каналам связи, техническим средствам и т.д. Сюда же попадают Microsoft Office, средства организации групповой работы (Exchange, SharePoint и Lotus), базы данных, средства защиты и системы документооборота. Консалтинг в области внедрения систем управления и обработки данных — это всё, что связано с внедрением прикладных систем автоматизации. Как автоматизации отдельных аспектов деятельности предприятий, например, на основе 1С:Бухгалтерия 7.7 или Microsoft CRM, так и внедрение комплексных систем управления. Безусловно, имеются некоторые точки, где эти два сегмента смыкаются, например, настройка и администрирование баз данных и средств групповой работы. Тем не менее, можно достаточно чётко провести границу. Если рассматривать два сегмента в совокупности, то и в нашей компании динамика их роста в прошлом году была выше, чем у других видов консалтинга. Однако в основном рост произошёл за счёт внедрения систем управления и обработки данных.

CNews.ru: Какая доля в общем объеме ваших услуг приходится сейчас на выделенные вами два сегмента ИТ-бизнеса?

Андрей Сухобоков: Примерно одна треть. Помимо этого направления, компания оказывает большой комплекс различных консалтинговых услуг, включая услуги в области аудита и бухучета. Было бы ошибкой считать, что имеется несколько независимых подразделений, каждое из которых оказывает свой набор услуг. В проектах по автоматизации бухгалтерского и налогового учёта постановка задачи выполняется совместно со специалистами отделов аудита, бухгалтерского и налогового консультирования и планирования, постановки учётных систем. Отдел управления финансами принимает участие в работах по внедрению систем управленческого учёта и бюджетирования, а специалисты управления кадрового консалтинга принимают участие во внедрении модулей управления персоналом и т.д. В то же время специалисты по информационным системам часто принимают участие в проектах, которые на первый взгляд не относятся к ИТ, например: разработка стратегии развития компании, постановка системы учёта (бухгалтерского, налогового, управленческого, складского и т.д.), реинжиниринг оргструктуры и бизнес-процессов.

CNews.ru: Какие из направлений вашей консалтинговой деятельности в сфере ИТ сейчас наиболее востребованы?

Андрей Сухобоков: Можно выделить несколько направлений, к которым заметен повышенный интерес. В первую очередь, это внедрение средств автоматизации управленческого учёта и бюджетирования. Также, востребовано внедрение средств автоматизации бухгалтерского и налогового учёта, всплеск активности в этой области вызван постепенно происходящим переходом на МСФО. Кроме того, пользуются повышенным спросом услуги по внедрению средств автоматизации управления производством с обеспечением интеграции с различными системами CALS (Continuous Acquisition and Lifecycle Support) и PLM (Product Lifecycle Management) и внедрение средств автоматизации управления проектами.

CNews.ru: Вы упомянули CALS- и PLM-системы. Эти области всегда входили в сферу интересов компаний, традиционно занимающихся САПР, и не очень интересовали аудиторско-консалтиноговые компании. В чём вы видите различие между CALS и PLM? Насколько они востребованы? И какова роль вашей компании при внедрении этих систем?

Андрей Сухобоков: Если сопоставлять русскоязычную и англоязычную терминологии, то CALS-системы — это системы поддержки жизненного цикла изделий, которые можно отнести к системам обработки данных. PLM — это более развитая система управления жизненным циклом. Таким образом, по сути, различие между CALS и PLM сводится к различию между АСОД и АСУ.

За последний год в переговорах с любым машиностроительным или приборостроительным предприятием о внедрении комплексной системы автоматизации класса ERP со стороны заказчиков неизменно звучало требование, что должна быть обеспечена интеграция с используемой или внедряемой CALS/PLM-системой. В ходе таких переговоров мы сталкивались с PartY PLUS, SolidWorks, Unigrafics. Естественно, что для определения трудоёмкости и планирования работ по интеграции привлекались компании, специализирующиеся на внедрении этих систем.

CNews.ru: На основе каких методик вы осуществляете разработку концепций построения корпоративных систем? Что, по вашим наблюдениям, находит больший отклик у заказчика — ориентация на западные отработанные стандарты или же «творческий поиск» консультанта?

Андрей Сухобоков: При разработке концепции построения корпоративной информационной системы мы предпочитаем отталкиваться от стандартной функциональности внедряемой комплексной системы. Очень укрупнённо, применяемую методику разработки стратегии автоматизации можно представить следующим образом. На первом этапе это — обследование предприятия, определение основных компонентов будущей системы и определение основных требований к этим компонентам. На втором этапе — выбор базового полнофункционального пакета, включающего выделенные на предыдущем этапе основные компоненты, и удовлетворяющего основным требованиям. Третий этап — это оценка затрат на интеграцию с уже используемыми системами, а также определение дополнительных систем, которые необходимо будет внедрить, чтобы закрыть потребности, выявленные на первом этапе. На четвёртом этапе оцениваются затраты на интеграцию с этими системами. Если затраты (сроки, деньги) на интеграцию сопоставимы с затратами на внедрение более тяжёлого пакета, необходимо вернуться ко второму этапу, повторив процесс выбора с анализом более тяжелых систем. На последнем пятом этапе определяется последовательность внедрения модулей выбранной комплексной системы, внедрения дополнительных систем и интеграции с уже используемыми системами.

Заказчик практически всегда приветствует стремление к минимизации разработки и использованию готовых решений. Когда отсутствует решение, покрывающее все потребности, предпочтение отдаётся комплексу продуктов от одного поставщика.

CNews.ru: Исходя из сказанного, можно ли считать, что в качестве основы для построения комплексной системы автоматизации у вас в компании используется концепция ERP II, как наиболее полнофункциональная модель?

Это не совсем так, за те несколько лет, которые прошли после 2000 года, когда была предложена концепция ERP II (Enterprise Resource Planning II), произошли серьёзные изменения. Выявился ряд проблем, на которые эта концепция не даёт прямого ответа.

Во-первых, как уже говорилось, чтобы выжить в условиях роста конкуренции и увеличения сложности продукции, предприятия вынуждены заниматься управлением жизненным циклом изделий. Использование технологии PLM позволяет им быстрее выпускать в продажу новые изделия, повышать их качество, снижая объем брака и отходов, а также экономить за счет многократного использования проектов и замены физического моделирования на виртуальное. Кроме того, при необходимости, может быть легко увеличено число участников проекта. Использование PLM также позволяет повысить эффективность управления информацией, рост объёмов которой вызван увеличением сложности изделий и применением для их разработки современных компьютерных систем. В состав PLM входят средства автоматизации проектирования (CAD — Computer Aided Design), программные средства автоматического управления производством (CAM — Computer Aided Manufacturing), средства инженерных расчетов (CAE — Computer Aided Engineering), средства управления инженерными данными (PDM — Product Data Management) и ряд других компонентов. Система PLM обеспечивает в едином информационном пространстве реализацию сквозного конструкторского, технологического и коммерческого цикла от подготовки проекта изделия до его утилизации. К настоящему времени компании Oracle, SAP, IFS, SSA Global, MAPICS, Epicor и ряд других добавили некоторые из возможностей PLM в свои продукты.

Во-вторых, на схеме ERP II управление взаимоотношениями с поставщиками (SRM — Supplier Relationship Management) объединено с модулем CRM (Customer Relationship Management), однако в наиболее полнофункциональных продуктах, например, SAP AG, i2 Technologies, система SRM уже давно явно выделена отдельно. Пара SRM и CRM очень похожа на давно сформировавшуюся пару классических модулей ERP-системы «Расчёты с клиентами» и «Расчёты с поставщиками». Чем больше будет развиваться функциональность управления взаимоотношениями с клиентами и с поставщиками, тем отчётливее будут разделяться эти системы, поскольку методы управления этими взаимоотношениями существенно различаются. Например, в CRM должна присутствовать функциональность управления продажами, а в SRM — функциональность организации тендеров.

В-третьих, в составе ERP II отсутствует система оперативного управления производственной деятельностью MES (Manufacturing Execution System), прообразом которой является модуль Shop Floor Control («Управление цехом»), присутствующий во многих существующих системах класса ERP. Значение MES-систем непрерывно возрастает, и дальнейшее развитие реализация данной функциональности в составе ERP-систем в конечном счёте приведёт к тому, что модуль Shop Floor Control будет сопоставим с активно продвигаемыми независимыми MES-системами для непрерывного и дискретного производства. Т.е. MES-системы можно рассматривать как ещё одну потенциальную компоненту ERP.

В-четвертых, в составе ERP II отсутствует система управления взаимоотношениями с акционерами. В состав наиболее развитых систем, как пример — mySAP Business Suite, эта функциональность в настоящее время входит. Управление взаимоотношениями с акционерами является частным случаем управления взаимоотношениями с инвесторами — IRM (Investor Relationship Management). Акционер — это типичный инвестор, однако на практике часто встречаются инвесторы и других типов, например, банки или фонды, выдавшие кредит. Перед всеми инвесторами необходимо отчитываться, и эта отчётность отличается от той, которую используют менеджеры предприятия. Система управления взаимоотношениями с инвесторами в том или ином виде присутствует во многих корпоративных информационных системах, но часто реализуется с помощью программных продуктов, разработанных по индивидуальному заказу. В более специальных случаях, например, когда компания является застройщиком и осуществляет строительство объектов на деньги инвестора, эта система является одним из основных элементов управления предприятием.

В-пятых, на схеме ERP II имеются слабосвязанные между собой компоненты BI (Business Intelligence) для каждой из систем ERP, CRM, SCM. Во многих системах функциональность средств BI расширяется с выходом каждой новой версии. В ряде случаев в одном кубе может строиться аналитика на основе данных различных подсистем. Повышение интеллектуальности этих компонентов и увеличение взаимосвязей между ними заставляет задуматься об объединении различных компонентов BI в единую систему.

В-шестых, на концептуальной схеме ERP II из технологических компонентов представлена только система управления информацией IMS (Information Management System), которая увязывает всю систему в единое целое. Непонятно как может быть достигнута всё более востребованная распределённость системы? Ведь не зря же поставщики ведут активную работу созданию систем на основе NetWeaver и .NET Business Solutions Framework? Как должно обеспечиваться управление ресурсами и приложениями? Ответов на эти вопросы концепция ERP II не даёт.

CNews.ru: Можно ли в контексте упомянутых претензий к ERP II ожидать в ближайшее время изменений в концепции архитектуры систем автоматизации? Что, по вашему мнению, будет представлять собой ERP III?

Андрей Сухобоков: Не знаю, будет ли новая концепция называться ERP III, но она появится в самое ближайшее время. Развитие ускоряется, ERP II, в том виде как она описана в 2000 году, должна подвергнуться изменениям. Она не может олицетворять собой идеальную структуру корпоративной системы управления на протяжении десяти лет, как это было с MRP (Material Resource Planning), MRP II (Manufacturing Resource Planning) и ERP.

По поводу дальнейшего развития архитектуры ERP II у нас в компании выдвинуты две гипотезы. Во-первых, должно увеличиться число компонентов, расширяющих стандартные возможности ERP. Помимо SCM и CRM можно ожидать включения систем управления жизненным циклом продуктов PLM, систем управления производственным процессом на уровне цеха MES, систем управления взаимоотношениями с поставщиками SRM, систем управления взаимоотношениями с инвесторами IRM. Во-вторых, должна расшириться функциональность компонентов BI, которые сольются в единый многофункциональный компонент. Аналитическая обработка будет использовать данные различных подсистем. Результат, получаемый при реализации этих гипотез, приводится на рисунке.

Можно только предположить, что на этом развитие концепции ERP не прекратится. Всё предшествующее развитие архитектуры систем управления предприятиями даёт повод надеяться, что обобщённая концепция ERP и дальше будет активно расширяться, вбирая в себя новые компоненты и расширяя функциональные возможности.

Архитектура прикладного слоя следующего поколения систем ERP

Архитектура прикладного слоя следующего поколения систем ERP

CNews.ru: В условиях поглощения и интеграции с большим числом новых систем останется ли неизменной, по вашему мнению, функциональность ERP-системы, лежащей в основе ERP II и следующего поколения систем?

Андрей Сухобоков: Функциональность базовой ERP-системы тоже развивается. Становится всё более востребованным и постепенно появляется во всё большем числе систем модуль APS (Advanced Planning and Scheduling). Имеющийся во многих системах модуль управления затратами постепенно превращается в полнофункциональную систему бюджетирования, и эта функциональность из BI перемещается непосредственно в ERP систему. Во многих системах появляется встроенная функциональность workflow (управления бизнес-процессами). Для производственных предприятий, имеющих парк сложного оборудования, при планировании загрузки мощностей должны использоваться данные модуля управления техническим обслуживанием и ремонтом. В связи с этим ряд поставщиков включили в состав своих ERP-систем модуль EAM (Enterprise Asset Management).

CNews.ru: Насколько часто предложенная консультантом ИТ-стратегия развития предприятия реализуется компанией-заказчиком в полной мере?

Андрей Сухобоков: Если заказчик согласился с предложенной системой автоматизации и начинает крупный комплексный проект, предполагающий внедрение ряда модулей, стратегию можно считать принятой. Полная реализация однажды выработанной стратегии — нечастое явление. Стратегия — это не застывшая догма, она должна развиваться. После завершения нескольких взаимосвязанных проектов внедрения, или по истечении одного-двух лет стратегия обязательно должна повторно рассматриваться и в случае необходимости корректироваться. Предпосылкой для корректировки может служить появление новой версии и расширение возможностей выбранной системы, изменение бизнеса заказчика и другие факторы.

CNews.ru: Некоторое время назад Аудит-Сервис получил статус сертифицированного партнера Microsoft. Как вы оцениваете свои позиции на высоко конкурентном рынке Microsoft Axapta? На какие корпоративные преимущества предполагаете делать ставку, чтобы ее упрочить?

Андрей Сухобоков: Основным конкурентным преимуществом нашей компании является наличие специалистов, имеющих компетенцию в области финансов, бухгалтерского, налогового и управленческого учёта. Из более ста российских партнёров Microsoft, имеющих компетенцию в области Microsoft Business Solutions, только очень немногие охотно берутся за внедрение модулей «Финансы», «Основные средства», «Денежные средства», «Учёт затрат». Как аудиторско-финансовая компания мы и дальше будем развиваться в этих направлениях. Надеемся, что при работе с крупными промышленными холдингами, где внедрение системы Axapta часто требует консолидации усилий нескольких партнёров Microsoft, мы сможем успешно реализовать свою специализацию.

Имеющиеся наработки в Axapta, расширяющие функциональность стандартно поставляемых средств управленческого учёта, мы предполагаем оформить в качестве add-on решения и распространять его через других партнёров Microsoft. Ещё одним конкурентным преимуществом компании является наличие статуса 1С-франчайзи и большой опыт работы с бухгалтерским и налоговым учётом в 1С:Бухгалтерия. В рамках проводимых проектов внедрения мы осуществили интеграцию модуля «Финансы» Microsoft Axapta и 1С:Бухгалтерия 7.7. Те клиенты, которые не захотят на первых порах менять привычную программу бухгалтерского учёта 1С, смогут продолжать в ней работать, внедряя при этом Axapta для управления производством, проектами, для организации управленческого учёта или для использования каких-то других её возможностей.

CNews.ru: Эксперты, отмечая выход на территорию ИТ практически всех ведущих бизнес-консультантов, начинают озвучивать прогнозы о возможном окончательном совмещении рынков традиционного и ИТ-консалтинга. По вашим прогнозам, следует этого ожидать или на рынке все же сохранятся и ИТ- и бизнес-консультанты в «чистом виде»?

Андрей Сухобоков: Постепенно по мере всё большей автоматизации таких областей консалтинга, как кадровый консалтинг, разработка маркетинговых стратегий и мероприятий, разработка бизнес-стратегий и ряда других, в настоящее время почти неавтоматизированных, разница между ИТ-консультантами и бизнес-консультантами будет всё больше сокращаться. Любая компания, для того чтобы уверенно чувствовать себя на рынке должна будет освоить одну или несколько систем автоматизации, в рамках которых она сможет реализовывать свои специальные знания. Однако, на мой взгляд, это — процесс не быстрый, и для полного стирания различий может потребоваться не одно десятилетие.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS