Обзор подготовлен

версия для печати
Облачные успехи телекомов зависят от смежных сегментов

Облачные успехи телекомов зависят от смежных сегментов

Телекоммуникационные компании воспринимаются сегодня как один из головных локомотивов рынка облачных вычислений. Вместе с тем самостоятельное развитие их невозможно и полностью зависит от зрелости смежных сегментов.

Проникновение облачных сервисов в бизнес компаний происходит стремительными темпами. Аналитики констатируют, что 95% организаций в мире будут продолжать, или наращивать применение корпоративных приложений, распространяемых по модели SaaS. Это свидетельствует о том, что, так или иначе, один из основных камней преткновения– качество телеком-инфраструктуры для доставки web-приложения и отправки в него данных – постепенно выходит на нужный уровень. "Облака" становятся интересны крупному и среднему бизнесу.

Результатом подобного сдвига в понимании ценностей SaaS стали изменения в выручке провайдеров. Аналитики Gartner отмечают, что в 2011 г. в выручке телекоммуникационных компаний SaaS-сервисы догнали доходы от развлекательных услуг (IPTV, предоставления контента и так далее). В России к ним пока относятся услуги для физических лиц: антивирусы по подписке, офисные пакеты, а также некоторые типы игр. Для юридических лиц это решения для управления корпоративным контентом, CRM, некоторые виды СЭД и ERP-продуктов, а также коммуникационное ПО (виртуальные АТС, средства совместной работы и тому подобный софт).

За рубежом проекты SaaS для корпораций уже набрали критическую массу пользователей и интересны инвесторам для многомиллионных инвестиций. В России такие сервисы в основном существуют в бета-версии или работают в нишевых отраслях. В частности, в телекоме и торговле, тогда как в медицине и госсекторе уровень их распространения пока еще низкий по сравнению с развитыми странами. Из-за сложностей в организации ИТ-инфраструктуры и высокой стоимости ШПД для компаний в регионах применение SaaS-приложений для замены критических десктопных программ в России практически сведено к нулю.

SaaS-решения постепенно занимают все больше места в выручке телеком-операторов в мире. Так, по данным IDC, в 2010 г. SaaS приносили операторам около 1% дохода ($8 млрд от почти $1 трлн), а в 2011 г. этот показатель увеличился вдвое и продолжает расти. Вендоры все чаще и чаще выбирают SaaS-модель для распространения софта.

Сегодня оборот "облачной" индустрии xaaS (PaaS, SaaS, IaaS) насчитывает более $55 млрд с прогнозом роста к 2015 г. до $130 млрд. Динамика обеспечивается снижением продаж обычного десктопного софта, а также повышенным вниманием к платежам в Сети и проектам в области электронной коммерции, требующим больших ресурсов при минимальных затратах на ИТ. Так, в начале 2012 г. в мире насчитывалось более 700 тыс. подписчиков облачной CRM-системы Salesforce.com, распространяемой через партнерские каналы, включая и операторов связи за рубежом.

По оценкам разных аналитических компаний, в мире в 2012 г. к сети будут подключены не менее 50 млрд устройств (гаджетов, компьютеров, промышленного оборудования), большая часть которых станет потребителем "облачных" сервисов: для гаджетов это будет развлекательный контент, для компьютеров – используемый конечными пользователями софт, а для промышленных решений, например, M2M-оборудования, – сведения для обмена и загрузки в информационные хранилища.

Телекома в сегменте xaaS

Для доставки SaaS тем заказчикам, которые требуют выполнения SLA и предъявляет высокие запросы к качеству услуги и ее доступности, телекоммуникационный оператор вынужден модернизировать свою инфраструктуру. Повышаются затраты на строительство линий связи, дата-центров и закупку оборудования. Например, в 2011 г. американский сотовый оператор Verizon потратил около $2 млрд на развитие собственной сети, включая покупку нескольких компаний. Европейский оператор FranceTelecom инвестировал в построение собственного "облака" около 750 млн евро. В этом смысле, при достойном финансовом обеспечении, оператор может сформировать качественное и конкурентоспособное предложение для рынка. В России телекомы являются основными игроками на рынке коммерческих ЦОДов, что подтверждает тезис.

Правда, доступность и качество обеспечиваются не только инфраструктурой, но и содержанием. Предшественники SaaS – арендуемые ASP-приложения, размещаемые на удаленном сервере, – не обеспечивали должный уровень производительности и скорости, а также безопасности, чем и снискали репутацию неудачной схемы дистрибуции.

Не менее существенной является проблема биллинга – оплаты и учета использования "облачного" ПО. За рубежом она решается сотрудничеством с телеком-игроками, которые предоставляют провайдерам свои биллинговые системы. В России же подобные разработки есть только у крупнейших операторов и в большинстве своем они не адаптированы для корпоративных клиентов. Единых же площадок уровня "маркетплейс" для использования общей инфраструктуры оплаты и доступа к SaaS в России пока нет. Условно успешные проекты от нескольких софтверных дистрибьюторов выглядят нерепрезентабельно (ActiveCloud, Point4All).Так что это направление – еще одна ниша для телекома на рынке облаков.

Аналогичные доводы касаются технической поддержки. ИТ-провайдер может самостоятельно не справиться с большим количеством пользователей. А телеком-операторы, особенно имеющие опыт поглощения более мелких собратьев с абонентской базой, умеют решать такие проблемы.

Модели облачного бизнеса для телекома

Интерес операторов к "облакам" продиктован тем, что подписка на сервис поможетповысить среднюю сумму чека, снизить отток абонентов при большой конкуренции. Исходя из этого, возможны три сценария работы телеком-провайдера на рынке облачного ПО: как поставщика инфраструктуры, обеспечивающей связь с SaaS-сервисом; как поставщика инфраструктуры, предоставляющей доступ к IaaS и доставляющей данные, которые размещены в приложениях "облака"; как компании, предоставляющей оборудование в аренду для организации промежуточных процессов в "облаке" (резервное копирование, фильтрация, защита информации).

Первая модель – самая простая, абонент использует web-приложения, коммуникационное ПО – мессенджеры, видеоконференцсвязь. Они доступны просто потому, что абонент оплатил доступ в интернет. Перспективами развития таких сервисов является возможность приоритезации доступа к тем или иным услугам в зависимости от маркетинговой стратегии оператора связи (например, обеспечивать быстрый доступ к собственному файлохранилищу, но уменьшать пропускную способность каналов связи при использовании аналогичных сторонних сервисов). Аналитики считают, что тренд может превратиться в новое направление с условным названием CaaS – communications-as-a-service. Драйвером станет стремление монетизировать собственные сервисы и в итоге повысить среднюю выручку от абонента.

Вторая модель является усложненной версией первой. Инфраструктура телекоммуникационных операторовподготовлена к предоставлению "облачных" услуг с точки зрения наличия каналов доставки, организации техподдержки. В ближайшем будущем они могут предоставить и другие услуги – аренду программных приложенийиз собственных дата-центров, интеграцию с ними. Подобные планы в той или иной степени присутствуют у всех отечественных федеральных операторов. У них есть возможности для синергии новых продуктов с уже имеющимся портфолио сервисов. это позволяет построить на базе инфраструктуры оператора общенациональные "облачные" платформы (пример – "Ростелеком"). Впрочем, преимущественно телекомы будут предоставлять "легкие" облачные сервисы: виртуальные АТС и унифицированные коммуникации, офисное ПО, M2M-сервисы.

Третья модель наиболее распространена – это обслуживающие сервисы для "облаков". Они развернуты у крупных зарубежных операторов как мобильной связи (AT&T, T-Mobile, Verizon, Sprint), так и фиксированной (Cox). Однако услуги пока предоставляются как дополнительные и имеют недостаточный уровень обеспечения доступности: на слуху падения облачных сервисов T-Mobile в Европе и периодическая недоступность "облаков" из-за метеоусловий в США. Подобная схема работы будет трансформироваться в первую или вторую, полагают аналитики из Telco 2.0. По их прогнозам все мировые операторы вместе взятые (Qwest, Savvis, Equinix, Verizon, Terremark и несколько более мелких) имеют не более 20% рынка IaaS, что сопоставимо с долей лидера Amazon в 18%. При этом они могут занять к 2014 г. до 25–30% рынка при условии, что отрасль будет расти на 45% ежегодно.

Михаил Демидов

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS