Обозрение подготовлено

версия для печати
СМБ перестает бояться ERP

СМБ перестает бояться ERP

У рынка средних и малых предприятий всегда существовало много опасений относительно использования ERP. Понятно, что осторожность обусловлена, в первую очередь, меньшими ИТ-бюджетами и большими рисками в случае неудачи дорогостоящего проекта. Тем не менее, в последние годы мировой СМБ почти не отстает от своих «крупных» коллег по темпам автоматизации бизнеса. Возможности же российских СМБ-компаний по использованию подобных решений пока сдержаны.

Цена важнее всего?

Мировые компании выбирают ERP-решение, исходя из нескольких определяющих критериев. Основным из них считается функциональность системы. Не менее значимы для заказчиков дружелюбность интерфейса и удобство использования программного продукта. Наконец, третий «кит», на который опирается заказчик при нелегком выборе ERP — это ТСО, совокупная стоимость владения решением. Примечательно, что последний критерий становится все более значимым для сектора СМБ. И если на российском рынке этот тренд пока не очень очевиден, то западные аналитики с уверенностью говорят о росте спроса на решения, которые отличаются выгодной для СМБ-заказчика «ценой использования».

Так, по оценке Aberdeen Group, которая исследовала различные факторы выбора ERP-решения компаниями с годовым оборотом менее $50 млн, за последний год значимость таких критериев, как широта функционала, удобство использования и ТСО еще более возросла. Как и в прошлом году, они остаются самыми весомыми для мирового сектора СМБ. При расчете показателя TCO аналитики Aberdeen учитывают стоимость собственно бизнес-приложений, работ по их внедрению и сопровождение решения в течение трех лет.

«Роль совокупной стоимости владения - одна из главных для предприятий СМБ при выборе системы. И это естественно: ведь требования со стороны СМБ к функционалу ERP-систем ничем не уступают требованиям больших предприятий, а выделяемые на внедрение и развитие ресурсы не сопоставимы, — отметил в беседе с CNews Виктор Демьянов, руководитель проектов департамента Microsoft Dynamics AX компании «Норбит». — Более того, даже крупные компании сначала обсуждают бюджет, выделяемый на ERP, и лишь потом — требуемую функциональность. Что касается удобства использования, то о нем вспоминают в последнюю очередь».

Наиболее значимые критерии выбора ERP-системы

Наиболее значимые критерии выбора ERP-системы

Источник: Aberdeen Group, 2007

По мнению Владимира Егорова, руководителя группы по продвижению программных продуктов Microsoft Dynamics в России, методики расчета совокупной стоимости владения ERP-систем успешно используются во всем мире, в том числе и в России. Однако TCO и ROI не являются единственными критериями принятия решения, они принимаются во внимание там, где это оправдано.

Средние затраты компаний различного масштаба на ERP ($тыс.)

Средние затраты компаний различного масштаба на ERP ($тыс.)

Источник: Aberdeen Group, 2007

Понятно, что по мере роста бизнеса компании и увеличения ее штата расходы на бизнес-приложения повышаются. Но аналитики Aberdeen на основании проведенного исследования утверждают, что по мере расширения бизнеса небольшими компаниями совокупная стоимость бизнес-приложений в пересчете на одного пользователя будет снижаться. При этом для компаний всех масштабов (за исключением самых небольших игроков, чей годовой оборот не превышает $50 млн) наибольшей статьей расходов при внедрении бизнес-приложений является непосредственно стоимость ПО.

Средняя совокупная стоимость ERP ($тыс.) в пересчете на одного пользователя

Средняя совокупная стоимость ERP ($тыс.) в пересчете на одного пользователя

Источник: Aberdeen Group, 2007

Аналитики также рассмотрели показатели стоимости шести основных поставщиков ERP-систем для СМБ — Oracle, Sage, Microsoft, QAD, Infor, Epicor. При этом выяснилось, что при внедрении Infor, например, стоимость ПО является более существенной частью расходов, а для MS Dynamics столь же затратным является внедрение.

Средняя стоимость ERP-систем различных производителей (для СМБ)

Средняя стоимость ERP-систем различных производителей(для СМБ)

Источник: Aberdeen Group, 2007

В Epicor отмечают, что, в соответствии с результатами исследования Aberdeen общая стоимость решений компании в расчете на одного пользователя за программное обеспечение, консалтинг и поддержку оказалась на 26%-50% меньше, чем у решений конкурентов. Так, совокупные затраты на решения Epicor в расчете на пользователя на 14% меньше, чем в среднем по рынку средних компаний. В то же время клиенты Epicor тратят на 50% меньше на услуги внедрения. В компании считают, что оценки аналитиков подтвердили то, что решения Epicor предоставляют минимальную стоимость владения и оптимальное соотношение цены и функциональности для бизнеса средних предприятий.

Согласно данным исследования, наименее затратными в пересчете на одного пользователя оказались решения Oracle, а наиболее затратными — решения Sage.

Аналитики утверждают, что СМБ-заказчикам при выборе ERP-системы стоит оценивать не только первоначальные затраты — на покупку лицензий и внедрение ПО, но и «стоимостной» фактор использования приобретенного решения в последующие годы. В то же время, помимо ТСО, нельзя не учитывать множество других факторов (дружелюбность интерфейса, среднестатистические темпы реализации проектов по внедрению системы и др.). Результаты исследования Aberdeen оказываются в одном русле с утверждениями ведущих ERP-разработчиков о том, что, приобретая, казалось бы, недорогое решение, СМБ-компания впоследствии рискует издержаться на расходах по поддержке и развитию решения.

«Совокупная стоимость владения ERP-системой оказывает для российских средних и небольших компаний зачастую решающую роль при выборе решения, - убежден Александр Герасимов, директор департамента маркетинга компании BCC. - Ведь, например, стоимость годовой техподдержки от вендора ERP-системы может составлять 20% и более от стоимости всего внедрения, и это без учета стоимости техподдержки оборудования, доработок, связанных с расширением функциональности, создания дополнительных отчетов и т.д.» По его мнению заказчикам надо обязательно четко просчитывать ТЭО проекта в целом и планировать развитие системы.

Владимир Егоров считает, что вопросы стоимости часто являются определяющими в выборе решения. Вместе с тем, фактор стоимости ERP не является доминирующим, поскольку часто на решение оказывают влияние корпоративные стандарты, лучшие отраслевые практики, рекомендации знакомых, личные предпочтения руководителей, принимающих решения, привлекательность интерфейса, возможность быстро внедрить систему для решения конкретных задач и т.п.

Станет ли SaaS трендом для СМБ-игроков?

Необходимость снижения стоимости владения решением обусловливает повышение интереса средних и небольших компаний к использованию бизнес-приложений «на правах аренды». Став тенденцией последних лет для крупных компаний, эта модель постепенно пробивает себе дорогу и на средний рынок. Правда, по опыту наших собеседников, в основном пока лишь на зарубежный.

Впрочем, игроки отечественного рынка готовы говорить о применении такого подхода российскими средними и малыми компаниями. «Примером из нашего опыта может служить «Расчетный центр Практик», который обеспечивает хостинг ERP-решения Microsoft Dynamics NAV для десятков своих клиентов, - рассказал CNews Владимир Егоров. — В целом, российские компании все активнее отдают ИТ-услуги на аутсорсинг специализированным поставщикам, и бизнес-приложения в этом плане не будут являться исключением».

По мнению аналитиков Access Markets International Partners, в мире все больше предприятий малого и среднего бизнеса выбирают модель SaaS для наиболее критичных для бизнеса приложений. Затраты на хостинг приложений в настоящее время составляют 4% от общих затрат СМБ на ПО, и в дальнейшем будут расти. Лидирующую позицию с точки зрения динамики проникновения бизнес-приложений на основе хостинга SaaS в сектор СМБ занимают в настоящее время Австралия (22%), а также США (20%) и Сингапур (16%).

5 стран-лидеров по инвестициям в СRM и ERP/SCM по модели Saas

5 стран-лидеров по инвестициям в СRM и ERP/SCM по модели Saas

Источник: Access Markets International Partners, 2007

По оценке Access Markets International Partners, в 2006 году малый и средний бизнес в США потратил более $1 млрд на CRM и ERP и SCM на основе хостинга SaaS, что составляет 52% от общих $2 млрд инвестиций в хостинг ПО. Германия была на втором месте со $179 млн, (приблизительно 9% от общих затрат на хостинг). Япония, Великобритания и Франция замыкают пятерку лидеров с суммарными инвестициями $318 млн в это направление в 2006 году. По прогнозам аналитиков Access Markets International Partners, мировые компании, в которых работают до 1 тыс. сотрудников, намерены в 2007 году потратить $2,44 млрд в целом на хостинг CRM, ERP и SCM. Эксперты говорят о росте спроса на SaaS на 17% по сравнению с уровнем 2006 года.

Игроки отечественного рынка в основном проявляют сдержанность в оценке перспектив распространения модели SaaS среди российских средних и малых компаний. По мнению Александра Герасимова, проблема использования стандартных сервисов по автоматизации бизнес-процессов средними и малыми компаниями состоит в том, что их бизнес-модели зачастую являются уникальными и практически не поддаются унификации. Соответственно, использование стандартных систем автоматизации, предоставляемых сторонним провайдером, крайне ограничено, если вообще возможно.

Виктор Демьянов отмечает еще ряд моментов, связанных с отечественной спецификой. «Если руководителю предприятия предложить SaaS, то, разумеется, встанет вопрос о достаточно надежном канале связи между провайдером услуги и предприятием, а это далеко не всегда легко решаемый вопрос, особенно в регионах, — комментирует г-н Демьянов. — Но даже если нет проблем со связью, то руководитель всегда поинтересуется тем, каким образом он сможет быть увереным в конфиденциальности данных, расположенных на сервере, не принадлежащем компании». Кроме того, по его словам, далеко не все поставщики ERP-систем на российском рынке сегодня имеют схемы лицензирования, допускающие «аренду» функциональности.

Окупается ли ERP в небольших компаниях?

Оценивая особенности подхода зарубежных СМБ-компаний к реализации ERP-проектов, аналитики Aberdeen Group отмечают, что лишь каждая четвертая из них анализирует прибыль от вложений в ERP и экономии средств за счет автоматизации бизнес-процессов. Остальные компании ориентируются главным образом на скорость реализации проекта и невысокую стоимость внедрения.

По оценкам экспертов, реализовав ERP-проект, руководители небольших зарубежных компаний не проявляют особой готовности к новым инвестициям в автоматизацию. Примерно 43% предприятий не планируют обновлять ПО в течение года, 47% компаний намерены сделать это, и лишь в 9% случаев компании говорят о планах по полной замене программного продукта.

Вопрос о том, выгодно ли средним компаниям инвестировать в полнофункциональную ERP-систему, по мнению наших собеседников, не имеет однозначного ответа. «Любые инвестиции оправданы только тогда, когда согласованы со стратегией развития бизнеса и надежно защищены гарантиями производителя ERP-решения, — убежден Владимир Егоров. — Вполне вероятно, что все остальное можно действительно считать, скорее, затратами. Однако с точки зрения функционала всегда лучше получить больше, и затем поэтапно начинать его развертывание и внедрение».

«Основная проблема использования ERP-решений компаниями СМБ состоит в том, что, несмотря на самый широкий функционал, эти системы зачастую не имеют необходимой заказчику «узкой» функциональности, - считает Александр Герасимов, - Поэтому перед компанией все равно встает вопрос об использовании различных бизнес-приложений и их интеграции». По его мнению, при выборе бизнес-приложений необходимо, во-первых, определить группу приложений, функциональность которых позволит оптимальным образом автоматизировать соответствующие бизнес-процессы, а во-вторых — оценить затраты (финансовые, временные) на их интеграцию. «Нельзя не учитывать и высокую динамичность СМБ-сектора: создаваемая информационная система должна быть максимально гибкой, учитывать возможные изменения бизнес-процессов. А монолитная ERP-система такой возможностью не обладает», - считает г-н Герасимов.

«Любая система всего лишь дает возможность получить некий результат: если руководство компании не сумеет (или не захочет) воспользоваться ни возможностью получить результат, ни самим результатом, то, разумеется, не окупятся никакие затраты, - отмечает Виктор Демьянов. - Напротив, если руководство компании умело пользуется предоставленным инструментом, то система, как правило, себя окупает».

Элеонора Ершова / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS