Обзор "Телеком в России 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Тарио

Российский ARPU меняет ориентацию

Российский ARPU меняет ориентациюИскусственно «раздутые» абонентские базы сотовых операторов приводят к аномально низким значениям ARPU. Это показатель в Восточной Европе, где основной тон задает Россия, один из самых низких в мире. Правда, в прошедшем году российским операторам удалось переломить негативную тенденцию его дальнейшего снижения. А для того, чтобы закрепить положительный тренд, необходимо внедрять реально востребованные дополнительные услуги.

Аномальный APRU

Величина APRU в Восточной Европе по итогам 2006 года оценивается Informa Telecoms & Media на уровне $16-16,5. По этому показателю регион занимает предпоследнее место среди других, незначительно выигрывая лишь у Латинской Америки ($15,5).

Мировой рынок сотовой связи: показатель ARPU, 2005-2007*

* — 2007 г — прогноз

Источник: Informa Telecoms & Media, 2006

В России ситуация с ARPU еще более непривлекательная. Так, по предварительным итогам 2006 года, средний доход в расчете на одного абонента в месяц у МТС, крупнейшего сотового оператора России,  Восточной и Центральной Европы, составил около $7,6. Примерно такой же показатель ожидается по результатам 2006 года и у другого российского оператора «большой тройки» — «ВымпелКома». Это существенно ниже, чем у подавляющего большинства других операторов Восточной Европы.

ARPU крупнейших операторов Восточной Европы, первое полугодие 2006 г., долл

Источник: iKS-Consulting, 2006

Неадекватно низкий ARPU в России, где сосредоточена почти половина сотовых абонентов Восточной Европы (46,2% по данным на конец 3 квартала 2006 года), «портит» общую картину в регионе.  Причины низкой доходности в расчете на одного пользователя во многом объясняются высокой долей абонентов, которые владеют более чем одной SIM-картой. Это приводит к тому, что показатель реально характеризует не средний доход с одного пользователя (Average Revenue per User, ARPU), а средний доход с одной SIM-карты. Для России, где число «реальных» пользователей, по оценке «Евросети», в два с лишним раза меньше, чем количество действующих SIM-карт, это особенно актуально. Как следствие, ARPU в России ($7,45) оказывается ниже, чем в Китае ($9,6) и в Индии ($9,0).

Впрочем, в 2006 году этот показатель в нашей стране подвергся корректировке. Благодаря резкому снижению массового притока новых (чаще всего малодоходных) абонентов средняя месячная выручка в расчете на абонента у крупнейших российских сотовых компаний на абонента перестала снижаться и начала расти. Так, «ВымпелКому» удалось повысить за год (с сентября 2005 года по сентябрь 2006 года) российский ARPU на 11,7% — до $8,6. До такой же величины вырос с начала 2006 года к концу 3-го квартала ARPU у МТС. Увеличивался в течение первых трех кварталов 2006 года этот показатель и у «МегаФона».

Однако, сравнивая ARPU различных операторов, необходимо учитывать методику расчета этого показателя, которая может существенно влиять на конечный результат. Например, МТС, начиная со второго квартала 2006 года, при расчете ARPU учитывает доходы от установления соединения. Как следствие этот показатель, рассчитанный по новой методике, вырос по сравнению со «старым» ARPU и в первом и во втором квартале 2006 года на $0,4 — до $6,6 и $7,5 соответственно. «ВымпелКом», в свою очередь, приводит в своих презентациях два показателя ARPU. Один, рассчитанный по совокупному числу абонентов компании, другой — только по активным абонентам. Во втором случае ARPU оказывается на 1,5-2 доллара выше. А «МегаФон» исключает из числа абонентов тех, кто не пользовался связью в течение трех месяцев, а не полгода, как это делают конкуренты. Во многом благодаря этому «МегаФон» имеет самый высокий ARPU среди операторов «большой тройки».

ARPU "большой тройки" (долл), 2004-2006

Источник: CNews Analytics, данные операторов, 2006

Несоответствие числа абонентов и числа подключений имеет место и в других регионах. Так, в Западной Европе, по оценке Informa Telecoms & Media, на 300 млн абонентов приходится 431 млн SIM-карт, т.е. отношение «число SIM-карт/число абонентов» составляет примерно 1,44. В этой связи аналитики предлагают учитывать при расчете «реального» ARPU число действительных подписчиков, а не число подключений (SIM-карт). Исходя из этого, в Западной Европе, например, «реальный» ARPU составляет по итогам 2006 года не $32, а $46.

Кстати, если верить оценкам «Евросети», что реальных пользователей в России насчитывалось по состоянию на конец 2006 года около 70 млн, т. е. почти в 2,2 раза меньше, чем активных SIM-карт (153 млн), то «реальный» российский ARPU будет составлять около $17. Эта цифра примерно соответствует общемировому показателю и ARPU Восточной Европы, приближая Россию к таким регионам как Африка, Средний Восток и Азия. Но до таких развитых стран как Япония и США еще очень далеко — ARPU там составляет около $57 и $53 соответственно.

VAS спасут?

В большинстве стран Европы, Северной Америки и развитых стран Азии наблюдается стагнация ARPU. Даже на таких рынках как Япония и Южная Корея, которые являются образцами в плане развития мобильного контента, доходность в расчете на одного абонента пришла к насыщению. Доходы операторов от предоставления услуг в лучшем случае растут на уровне 3-5% в год за счет увеличения числа абонентов, а в некоторых странах — снижаются. К последним относятся Австрия (снижение на 3,3%), Франция (-0,5%), Нидерланды (-2,3%), Португалия (-0,6%) и Швейцария (-0,4%). Благодаря снижению тарифов в течение ближайшего года Informa Telecoms & Media прогнозирует дальнейшее снижение выручки от предоставления услуг мобильной связи и расширение этого списка стран.

В сложившейся ситуации операторы на развитых рынках пытаются найти пути увеличения своих доходов, правда, пока не очень успешно. В среднем тарифы на мобильную связь падают на 10% в год, за счет конкуренции между операторами (как классическими, так и виртуальными, MVNO). Минуты дешевеют и за счет сокращения разрыва между тарифами на мобильную и фиксированную связь по мере того, как операторы движутся в сторону конвергенции (FMC). В странах, где виртуальные операторы активно конкурируют по тарифным предложениям, цены падают до 30% в год. Для серьезной ценовой конкуренции, по оценкам Informa Telecoms & Media, необходимо наличие на локальном рынке не менее пяти операторов. Россию эти процессы пока не захватили — у нас практически отсутствуют MVNO, которые способны оказать ценовое давление на классических операторов, да и говорить о конвергенции фиксированной и мобильной связи еще рано.

Параллельно со снижением тарифов на мобильную связь в большинстве регионов мира наблюдается тенденция увеличения голосового трафика — люди начинают говорить больше. Однако этот рост не компенсирует падение доходов от предоставления базовых сервисов, и многие операторы, по мнению аналитиков, столкнутся в ближайшей перспективе с падением общей выручки, даже несмотря на рост подключений. И такие примеры уже есть — оператор T-Mobile в Германии в 2006 году увеличил свою абонентскую базу на 6,4%, но доходы и ARPU упали соответственно на 4,7% и на 13%. Аналогичная ситуация наблюдалась в Венгрии, где число подключений у оператора возросло на 5,7%, а доходы и ARPU уменьшились на 3,7% и 10%.

Смогут ли контент-услуги и мобильное ТВ компенсировать падение доходов от продажи минут? Пока опыт даже самых развитых в этом отношении стран свидетельствует об обратном. Так, Японии, где на доходы от предоставления контент-услуг приходится более одной четверти всех доходов сотовых операторов, не удается спасти ARPU от снижения. У крупнейшего японского оператора NTT DoCoMo снижение агрегированного ARPU в 2006 финансовом году, по предварительной оценке, составило 3,5%, при этом «голосовая» составляющая этого показателя снизилась на 6,6%.  

На развитых рынках на долю неголосовых услуг в ARPU приходится примерно 20%, в то время как на развивающихся — в районе 5%. Однако более чем на 80% «неголосовой» ARPU «состоит» из SMS. Операторы надеются, что смогут увеличить долю и других дополнительных услуг, хотя в последнее время некоторые крупные игроки, например, такие как T-Mobile, сомневаются в том, что мобильная музыка и ТВ смогут стать хорошими генераторами прибыли. Постепенно сотовая индустрия приходит к мнению, что более перспективный путь в отношении мобильного ТВ — это не сбор абонентской платы за предоставление услуг, а поступления от рекламы. Эта бизнес-модель успешно функционирует в интернете (самый яркий пример — Google), и теперь сотовики пытаются перенести ее в мобильные сети. 

Другой успешный интернет-опыт, связанный с такими сервисами как MySpace, YouTube и им подобными, также не дает покоя операторам сотовой связи. Контент, созданный пользователями, — вот, возможно, еще одна область, где они будут прикладывать усилия. 

Аналитики смотрят в будущее неголосовых услуг с оптимизмом. По прогнозам Informa Telecoms & Media доля неголосовых услуг в доходах операторов увеличится во всех регионах мира. При этом Восточная Европа в 2007 году обгонит Азиатско-Тихоокеанский регион и займет второе место в мире (после Западной Европы). По итогам 2006 года этот показатель в Восточной Европе составлял 15,6%, в то время как в Западной Европе, Азии и в целом по миру 19%, 16,3% и 13,7% соответственно. 

Мировой рынок сотовой связи: доля неголосовых услуг в доходах операторов, 2006-2007*

* — 2007 г — прогноз

Источник: Informa Telecoms & Media, 2006

Дополнительные услуги в России

У российских операторов доля услуг VAS в ARPU несколько ниже, чем в целом по региону. Так, этот показатель у МТС по России колебался в течение пяти кварталов (с начала 3 квартала 2005 года по конец 3 квартала 2006 года) в диапазоне 10-14%. В целом в первом полугодии 2006 года доля дополнительных услуг в общих доходах от услуг связи российских сотовых операторов, по оценке ComNews Research, выросла до 14,2%. При этом объем рынка VAS вырос по сравнению с аналогичным периодом 2005 года на 36% и составил $882,3 млн.

Структура доходов от предоставления дополнительных услуг в первом полугодии 2006 года не претерпела существенных изменений по сравнению в 2005 годом. Основную долю выручки (51%) по-прежнему приносят текстовые и мультимедийные сообщения SMS/MMS, затем — контент-услуги (24%). В структуре доходов на 2% увеличилась доля выручки от мобильных интернет-услуг (GPRS/EDGE), которые приносят пятую часть всех поступлений от неголосовых услуг ($176 млн, рост — 73% по сравнению с I полугодием 2005 г.). Доля базовых услуг (АОН, голосовая почта, автоответчик и т.д.), напротив, сократились на 2%. 

Структура доходов от дополнительных услуг в России

Источник: ComNews Research, 2006

Прогнозы на 2006 год относительно объема рынка мобильного контента в России не оправдались. Предполагалось, что за год абоненты потратят на контент порядка $470 млн, однако по данным iKS-Consulting объем рынка <a href=http://telecom.cnews.ru/news/top/index.shtml?2007/01/23/232455>составил</a> всего $408 млн. Более перспективен рынок мобильного интернета — по прогнозам ComNews Research по итогам 2006 года он должен был вырасти до $380 млн., а его доля в общих доходах от VAS — до 25%.

Итак, проблема диверсификации доходов сотовой связи в России по-прежнему стоит достаточно остро. Насколько оправданы надежды отечественных операторов на сотовую связь 3G — покажет время. Пока же создается впечатление, что негативная тенденция снижения ARPU в стране была преодолена во многом из-за изменения принципов тарификации (введение платы за звонок, повышение стоимости первой минуты, увеличение платы за интерконнект и пр.), а не из-за внедрения каких-либо востребованных неголосовых сервисов.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS