Обзор подготовлен

версия для печати
Сценарии развития спроса на ИТ во вспомогательной транспортной деятельности

Сценарии развития спроса на ИТ во вспомогательной транспортной деятельности

Предприятия вспомогательной транспортной деятельности, основу которой составляют предприятия, обеспечивающие функционирование транспортных коридоров и узлов, являются одновременно высококоммерциализованным и стратегическим сектором экономики. Перспективы интенсивной информатизации здесь одни из наиболее вероятных.

В настоящее время ИТ-инвестиции в данном секторе транспортной отрасли значительно отстают как от ВВП (8,3% против 25,9%), так и от роста общих ИТ-инвестиций в экономике (8,3% против 21%).1 С учетом стабильной и растущей доходности этого сектора экономики, спрос на ИТ здесь ниже потенциально возможного, и в среднесрочной перспективе, при не-ухудшении макроэкономической ситуации, в секторе есть все условия для ускоренного наращивания ИТ-расходов.

Сектор включает значительное количество крупных предприятии, имеющих не только финансовые возможности для инвестирования в ИТ, но и масштабные потребности в них. В отличие от транспортных агентств, которые могут появляться и исчезать сколь угодно быстро и часто, такие предприятия, как аэропорты, морские и речные порты, железнодорожные вокзалы, шоссе и магистрали, появившись однажды, остаются фактически навсегда. Они составляют основу транспортной системы государства.

Фактически, говоря об информатизации предприятий «вспомогательных» видов транспортной деятельности, мы говорим ни о чём ином, как о создании информационно-технологической основы функционирования и взаимодействия всех видов транспорта и всех транспортных потоков, включая глобальные. Поэтому оснащение таких предприятий по последнему слову техники — задача, необходимая и с коммерческой, и с государственной, стратегической точек зрения. Здесь сходятся интересы многих игроков.

Примечания:
1 В фактически действующих ценах
2 Рассматриваются среднесрочные темпы роста (усредненные на периоде 2003-2006 гг.)

В последние годы во вспомогательных видах транспортной деятельности производится интенсивное расширение, реконструкция и строительство новых объектов (железнодорожных линий, взлетно-посадочных полос, водных путей, причалов морских портов, в несколько раз возросла мощность аэровокзалов и т. д.). Таким образом, создается потребность в расширении и оптимизации прежней ИТ-инфраструктуры, как за счет информатизации новых вводимых в эксплуатацию объектов, так и за счет качественного пересмотра принципов автоматизации функций координации и связи, в условиях возрастающей сложности деятельности и уровня производственных мощностей.

Наряду с расширением потребностей в ИТ традиционных видов вспомогательной транспортной деятельности, в секторе появляются принципиально новые инновационные предприятия. Так, в Москве, как и в большинстве мегаполисов мира, планируется строительство «коммерческих» трасс, развитие высокотехнологичных систем контроля безопасности движения и регулирования пропускной способности крупных магистралей и путепроводов, в связи с чем также следует ожидать нового витка спроса на ИТ.

Спрос на ИТ будет создаваться и в связи с государственной политикой развития экспорта транспортных услуг, в рамках которой предусмотрено развитие основных транспортных коридоров и строительство новых транспортных узлов. При этом, функционирование транспортных коридоров и узлов предполагает соединение и взаимодействие всех видов транспорта, что делает необходимым создание единого информационного ресурса транспорта, интегрированного, том числе, с аналогичными ресурсами иностранных государств. Действие фактора сохранится не только в среднесрочной, но и в долгосрочной перспективе, в том числе за счет того, что необходимо будет поддерживать соответствие технического оснащения транспортных коридоров и узлов мировым стандартам.

С учетом уровня комерческой привлекательности и стратегической важности данного сектора, вероятность снижения уровня ИТ-расходов в ближайшей перспективе маловероятна — стагнационный сценарий развития можно с уверенностью отбросить. При этом надо иметь ввиду, что реальное развитие не будет выглядеть как «ИТ-бум». На фоне довольно интенсивной реструктризации и расширения сектора, объем нововведений остается относительно малым по сравнению с уже сформированными мощностями и оргструктурам. Поэтому они не способны будут приводить к резкому приросту ИТ-расходов. В реальной практике развитие будет представлять собой некий средний тренд между интенсивным и равновесным сценарием, когда при повышенной ИТ-активности в отдельных новых сегментах, значительная часть предприятий будет осуществляить ИТ-затраты в текущем режиме, вследствие чего среднесрочные темпы роста не будут превышать 15-20% в год. 

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

1 Здесь имеются в виду среднесрочные годовые темпы (СГТР) — расчетная величина, результат усреднения реальных темпов роста за определенный период времени (здесь за период 2003-2006 гг.). СГТР отражают сглаженную годовую динамику показателя на больших интервалах времени.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS