Raxel One: телематика сделает автострахование прозрачным и понятным для всех
О безопасном вождении и телематике в автостраховании в интервью CNews рассказал Дмитрий Рудаш, генеральный директор "Раксел Телематикс".
CNews: Расскажите, как зародилась идея создания такого решения? Были ли у нее прототипы? Какие новые возможности ваше решение предоставляет пользователям по сравнению с аналогами?
Дмитрий Рудаш: Идея создания нашего продукта Raxel One зародилась у меня во время работы в страховой индустрии. Имея возможность наблюдать работу автострахования изнутри, я пришел к выводу, что действующая на рынке бизнес-модель имеет ряд существенных недостатков. К примеру, действующая бизнес-модель страхования не предполагает возможности создания системы, по которой каждый водитель будет получать персонализированный тариф. В итоге за водителей, для которых характерна высокая степень риска ДТП, платят аккуратные водители. Более того, стимулирование клиента к безопасной езде минимально, хотя это было бы выгодно как клиенту, так и страховой компании. Ценообразование в страховании КАСКО не является прозрачным для клиента, и в действующей бизнес-модели страховщик имеет ограниченные возможности прямого взаимодействия с клиентом.
Когда я стал изучать лучшие мировые практики страхового бизнеса, я понял, что в мире уже есть бизнес-модель, позволяющая нивелировать эти недостатки, – Usage Based Insurance. Данная модель основана на том, что для ценообразования страховщики дополнительно к традиционным факторам (возраст клиента, его стаж вождения, марка и модель автомобиля и т.п.) используют индивидуальные факторы стиля вождения клиента, которые устанавливают, как часто, где, как и когда водитель эксплуатирует свой автомобиль. Чтобы собирать данные параметры, используется телематическое оборудование в автомобилях клиентов или приложения для смартфонов. Родоначальником данного подхода является американская страховая компания Progressive и ее продукт Snapshot, который теперь используют более 1,5 млн. клиентов с ежемесячным ростом на 50 000 пользователей в месяц.
Наш продукт представляет собой законченное решение, состоящее из телематического оборудования, мобильного приложения, облачной ИТ-платформы и скоринговой модели, построенной на основе лучших мировых практик и адаптированной к Российским реалиям. RaxelOne позволяет нашим партнёрам снизить риски реализации пилотных проектов и как можно быстрее развернуть коммерческие страховые продукты на основе телематики.
CNews: Привлекались ли деньги спонсоров или венчурных фондов для создания решения?
Дмитрий Рудаш: На текущий момент у нас нет венчурного фонда или бизнес-спонсора, мы реализуем проект на собственные и заёмные средства. К поиску профессионального инвестора мы перейдем позже.
CNews: Платформу какого вендора вы использовали для разработки решения? Почему вы остановили выбор именно на таком варианте технической реализации?
Дмитрий Рудаш: Мы используем облачную платформу Azure от Microsoft. Благодаря участию в программе Bizspark и использованию Azure мы смогли стартовать с минимальными затратами на ИТ-инфраструктуру и лицензии, а также получили платформу, которая может поддерживать практически неограниченное количество пользователей и имеет необходимую гибкость в кастомизации.
CNews: Получали ли вы поддержку от вендора? Какую?
Дмитрий Рудаш: Как я упомянул ранее, мы участвуем в программе Microsoft Bizspark. Мы получили бесплатное ПО стоимостью примерно в 25-30 тыс. долларов, что было весьма ценной поддержкой. По мере развития продукта мы стали понимать, что пора переезжать с железных серверов на облачную архитектуру, и Microsoft дал нам возможность получить доступ к Azure на льготных условиях. В данный момент мы реализуем совместный с Microsoft проект по доработке архитектуры нашего решения на базе Azure.
CNews: Расскажите подробнее о вашем решении.
Дмитрий Рудаш: Во-первых, к вашему автомобилю подключается телематическое устройство – небольшое, легко подсоединяемое через OBD2 разъём (это может cделать либо сам клиент, либо агент/продавец всего за несколько секунд), сертифицированное в соответствии с требованиями законодательства РФ, полностью нами разработанное и запатентованное. Во-вторых, к нему прилагается ИТ-платформа, выполняющая функции приёма, обработки и отображения телематических данных, поступающих к нам в режиме онлайн с телематических устройств пользователей. Данные обрабатываются и подаются на вход нашей скоринговой модели, вычисляющей рейтинг безопасности каждого водителя. Все результаты отображаются в гибкой системе отчётности, позволяющей нашим партнёрам анализировать телематические данные по всем параметрам. Наконец, приложение для мобильных устройств на основе iOS и Android позволяет максимально упростить взаимодействие клиента со страховой компанией.
CNews: Сколько пользователей вашего решения уже сегодня?
Дмитрий Рудаш: Наше решение рассчитано на использование в сегменте b2b. На данный момент мы запустили пилотный проект с одним из крупнейших автостраховщиков, и в ближайшие 2 месяца мы планируем привести в действие не менее двух аналогичных пилотных проектов.
CNews: Как вы видите перспективы развития вашего проекта в ближайшие 3-5 лет?
Дмитрий Рудаш: 2014 год должен стать начальной точкой для развития страховой телематики на Российском рынке – уже несколько крупнейших страховых компаний запустили пилотные проекты, чтобы по итогам их реализации убедиться в работоспособности бизнес-модели UBI на отечественном рынке страхования и начать полномасштабное внедрение телематики, которая будет активно расти в последующие 3-5 лет. По нашим оценкам – к 2018 году на рынке РФ должно стать не менее 20% телематических полисов в общем объёме договоров КАСКО. Разумеется, мы намереваемся поймать эту волну и охватить долю рынка на уровне 10-15% к 2018 году. До конца этого года мы планируем оснастить нашим оборудованием не менее 10 000 автомобилей.
Стоит добавить также, что даже без страховой составляющей наше устройство привлекает широкий интерес клиентов, заинтересованных в установке оборудования, которое будет показывать, насколько в их семье аккуратно ездят.
CNews: Что бы вы могли посоветовать начинающим разработчикам, исходя из своего опыта?
Дмитрий Рудаш: В первую очередь, как можно быстрее переходите от этапа подготовки различных презентаций и обсуждений к разработке прототипа. Когда готов прототип продукта, очень важно его обязательно обсудить с потенциальными клиентами, проверить востребованность технологии. Начинать работу по привлечению инвестиций в проект целесообразно после того, как вы сделали рабочий прототип, который произвел хорошее впечатление на вашу целевую аудиторию.