СТАРТАПЫ

Дарудар: хостинг товаров совместного потребления

Наряду со множеством порталов, позволяющих делиться чем-нибудь (жилплощадью, временем и пр.) на безвозмездной основе возник Дарудар – место, где ненужные вам вещи смогут обрести нового хозяина.

CNews: Расскажите о главной идее вашего проекта.

Максим Каракулов: Дарудар - это интернет-сервис, с помощью которого ранее незнакомые люди обмениваются вещами и услугами. Вокруг сервиса формируется сообщество, миссия которого — научиться дарить и благодарить, чтобы передать это умение остальному миру.

Чтобы что-то подарить, достаточно разместить информацию о своём даре: показать фотографию, написать короткий сопроводительный текст, указать город и желаемое место и время встречи. Публикация дара становится видной всем, кто следит за обновлениями в вашем городе или регионе. Дар можно дополнительно разместить в подходящих тематических группах, и тогда он также становится виден всем тем, кто интересуется данными темами.

После этого у дара появляются желающие: каждое желание сопровождается объяснением, зачем этот дар нужен, как будет использоваться. На основе этих формулировок, а также заглядывая в профили желающих, в которых хранится вся история даров и благодарностей человека, даритель выбирает одного кандидата и обещает ему свой дар. Даритель и одариваемый в отдельном приватном пространстве уточняют время и место встречи, обмениваются контактными данными.

Как уже говорилось, за каждый полученный дар принято писать публичную благодарность. Это обычная публикация с картинками и текстом, в которой одариваемый свидетельствует, что дар был действительно ему передан.

Сервис позволяет формировать, поддерживать и развивать полноценную экономику дара, в которой обмен ресурсами происходит без денег, по уникальным альтернативным законам экономики обмена. Многие вещи начинают использоваться совместно, на их производство не тратятся ресурсы, а высвобождающаяся энергия направляется на другие цели.

Дарудар нацелен на развитие в современном обществе доверия, справедливости, честности, открытости, сотрудничества, взаимопомощи, экологичности.

CNews: Расскажите, как зародилась идея Дарудар? Была ли она вдохновлена другими проектами? Какие новые возможности ваше решение предоставляет пользователям по сравнению с аналогами?

Максим Каракулов: Мы всегда считали себя мечтателями и утопистами, желающими изменить мир, и в 2003 году с головой окунулись в движение флешмоба, в считанные месяцы охватившее весь мир. Тогда мы впервые увидели, как с помощью интернета люди могут в считанные дни планировать и воплощать такие идеи, которые раньше бы потребовали многих лет упорной и кропотливой организации.

Возник закономерный вопрос: какой бы можно придумать сценарий, чтобы он поддерживал энтузиазм людей не пару часов, как флешмобы, а стал бы долгоиграющим проектом? Понятно, что нужно использовать интернет, но как именно?

А в 2007 году нам довелось поработать в качестве разработчиков над развитием таких проектов как Хабрахабр, Дёрти и Лепра. Прежде всего, благодаря этим проектам мы узнали, как работают онлайн-сообщества. Мы увидели, как люди объединяются с помощью интернета в настоящие субкультуры со своей системой ценностей и этикой. Вскоре нам пришла в голову мысль создать сервис, с помощью которого люди могли бы дарить друг другу свои вещи, которыми они больше не пользуются.

Оглянувшись по сторонам, мы не нашли ничего похожего и ринулись в бой. Уже перед самым запуском проекта мы вдруг обнаружили то, что искали. Оказалось, уже давно в России на базе блогов “Живого Журнала” существуют сообщества “Отдам даром”, а в США есть Freecycle.org, где люди общаются посредством email-рассылок. Также было обнаружено множество досок объявлений и форумов, на которых вещи предлагались в дар. Но мы осознали, что создаём что-то совсем другое, хоть и близкое по идее, а наличие такого обилия людей, готовых дарить безвозмездно, убедило нас, что сервис будет востребован. И в конце 2008 года, после полугода работы, darudar.org появился в интернете.

В отличие от аналогов, которые использовали уже готовые платформенные решения (соцсети, блоги, форумы, доски объявлений, email-рассылки), мы создали сервис, который был узко заточен именно под безвозмездный обмен вещами. За каждый полученный дар участник должен написать публичную благодарность. Вся история ваших даров и благодарностей сохраняется в профиле и составляет основу репутации в сообществе.

Благодаря разработанному специализированному интерфейсу и предложенным принципам поведения, мы позволяем совершенно незнакомым людям оказывать услуги щедрости и помогать незнакомцам. Мы считаем это настоящей социальной инновацией. Это подтверждают и статистики: дарение в рамках любой локальной городской группы на Дарударе в 10 раз превышает активность аналогичных групп в социальных сетях и форумах.

CNews: Привлекались ли деньги спонсоров или венчурных фондов для создания решения?

Максим Каракулов: Проект был запущен на меценатские деньги. Всего в самом начале в него было вложено около 3 млн. рублей, и за первые полтора года с помощью этих денег мы смогли заложить основу сервиса, а сообщество начало расти и развиваться самостоятельно, без дополнительных маркетинговых усилий, увеличиваясь на 4-5 тысяч человек каждый месяц.

Мы не смогли сразу же найти новый источник финансирования, и потому команда продолжала работать над проектом исключительно на волонтерской основе. Следующие три с половиной года мы по мере сил совершенствовали сервис, занимались развитием и поддержкой растущего сообщества, параллельно подыскивая инвесторов, вырабатывая свою бизнес-модель, изучая опыт самофинансирования других проектов, в которых не заложены денежные отношения, в том числе опыт волонтёрства.

В конце 2012 года мы провели кампанию народного финансирования и собрали 250 тыс. рублей, попав в пятерку самых успешных краудфандинговых проектов того времени. На эти деньги сейчас мы делаем полный редизайн сервиса, что позволит значительно упростить дарение и привлечет большее количество участников.

На данный момент мы получаем порядка 100 тыс. рублей в месяц. 90% денег приносит контекстная реклама, 10% - добровольная материальная поддержка участников сообщества. Этих средств хватает на постоянную работу одного разработчика. Нам же для успешного развития проекта необходима команда, работающая над проектом постоянно и в разных направлениях: сервис, сообщество, маркетинг, монетизация.

В самое ближайшее время мы опробуем на практике сервис благодарственных открыток, которые можно будет отправлять дарителю в знак особой благодарности за полученный дар. Это будет платный сервис, и мы планируем впервые в нашей истории получить соизмеримую и прогнозируемую бизнес-модель сервиса, понятную и привлекательную для инвестора.

CNews: Платформу какого вендора вы использовали для разработки решения? Почему вы остановили выбор именно на таком варианте технической реализации?

Максим Каракулов: В сентябре мы переехали на Azure. Для Дарудара полноценная облачная платформа является очень удобным инструментом, который позволяет значительно снизить и упростить операционные издержки по настройке и поддержке оборудования. Она позволяет сосредоточиться именно на разработке самого проекта и его сервисных нуждах, не отвлекаясь на рутину. Для нас это очень важно, так как идеи планы у нас бьют ключом, а ресурсы на их воплощение крайне ограниченны.

Изначально мы не знали, заработает ли сервис вообще. Будет ли он понятен и станут ли люди вот так просто дарить и получать вещи, как было задумано. Поэтому изначально на старте был выбран классический домен компании PeterHost. Но как только мы увидели, что идея зажила своей жизнью, а сообщество стало уверенно расти, мы задумались о переезде.

Осенью 2010 года мы остановили свой выбор на компании Scalaxy как наиболее бюджетном (цена/качество) варианте хостинга. Именно тогда нам впервые удалось испробовать облачный хостинг и понять все его плюсы и минусы. В середине 2013 года мы узнали, что компания закрывается, и снова пришлось думать о переезде.

На слуху были такие полноценные платформы, как Amazon, Azure и Google. У каждого из них были собственные датацентры, инфраструктура и полноценные облачные сервисы, которые мы, к сожалению, не могли себе позволить по финансовым соображениям. О существующей программе BizSpark для платформы Azure от компании MS мы узнали случайно от своих знакомых. Когда отправляли заявку, мы даже не были уверены, что пройдём по заданным критериям, но все равно решили попробовать.

CNews: Получали ли вы поддержку от вендора?

Максим Каракулов: C мая 2012 по август 2013 года нас поддержала компания Scalaxy, услугами хостинга которой мы пользовались. По нашей просьбе они подарили нам возможность бесплатно пользоваться их услугами в течение полутора лет, что в денежном эквиваленте равнялось 600 тыс. рублей.

Следующую значимую поддержку нам оказала компания Microsoft в сентябре 2013 года. Став участником программы BizSpark, мы получили безвозмездный годовой грант на сумму $60 тыс. Кроме этого, возможность прямого общения с координаторами этой программы позволяет нам оперативно прояснять спорные технические моменты и открыто обсуждать вопросы бизнес-составляющей нашего сервиса.

CNews: Сколько пользователей насчитывает ваш проект?

Максим Каракулов: В настоящий момент у нас более 230 тыс. зарегистрированных пользователей из сотен городов России, Украины, Беларуси и Казахстана. Подарено уже более 2 млн. вещей и услуг, и ежедневно к их числу добавляется порядка 2-3 тыс.

По мнению русского отделения AirBnb.com, крупнейшего международного сервиса по сдаче апартаментов, Дарудар является лидером в тренде «совместного потребления» в русскоязычном интернете.

CNews: Какие перспективы вы видите в развитии вашего проекта в ближайшие 3-5 лет?

Максим Каракулов: Наш рынок – это рынок совместного потребления. Большую часть этого рынка на данный момент составляет вторичный рынок товаров народного потребления. Безусловный мировой лидер по продаже вещей из рук в руки – это Ebay. Мы хотим стать аналогичным мировым лидером, только в сфере безвозмездного дарения.

Для достижения этой цели нам необходимо начать с того, чтобы сделать Дарудар полностью самоокупаемым, стабильным и легко масштабируемым проектом, над которым работает постоянная команда из 10-20 человек.

В ближайшем будущем взаимодействие с сервисом будет происходить по большей части через мобильные устройства. Наш сервис распространяется также на сдачу вещей во временное пользование и оказание бесплатных услуг. Участник портала может выказать любое своё желание, и даже если такого дара пока никто не предлагает, сервис поможет найти человека, у которого есть необходимая вещь или услуга. Получить желаемое в дар можно очень быстро: помимо возможности личной встречи дарителя и одариваемого, мы предлагаем сервис доставки и временного хранения вещей.

Для большинства людей дарение становится таким же естественным и понятным процессом, как и продажа. Практически любую вещь из товаров народного потребления можно в любое время получить безвозмездно: что для одного человека мусор, для другого – находка.

CNews: Что бы вы могли посоветовать начинающим разработчикам, исходя из своего опыта?

Максим Каракулов: Главное – верить в свои силы и в свою идею, и понимать, что законы мира, в котором мы живём, условны. И то, что сейчас кажется невозможным, становится новой реальностью, если в эту реальность начинают верить пусть для начала всего несколько человек.