СТАРТАПЫ

LocalEvents: Надо всегда быть в курсе событий

Создатель стартапа LocalEvents Тарас Мисковец рассказал CNews о создании приложения для социальной сети и о том, куда обращаться за финансированием и вдохновением.

CNews: Расскажите о том, как начинался ваш проект. Что послужило вдохновением? Чем он отличается от аналогичных решений в современном техномире?

Тарас Мисковец: Мы задумали создание LocalEvents еще в студенческие времена, учась на предпринимательской кафедре одного из ведущих вузов Санкт-Петербурга. В стенах того же университета мы отыскали третьего энтузиаста, который стал техническим директором и программистом, способным воплотить нашу техно-задумку в жизнь.

Мы провели свое исследование аналогичных решений, но в 2012 году более-менее серьезных аналогов еще не существовало не только для ВКонтакте, но и для куда более популярного в мире Facebook. На первых порах мы следили за тем, как функционируют смежные ниши: локальные сайты о мероприятиях, популярные сайты по продаже билетов, схожие мобильные приложения и т.д.

Мы выяснили, что из довольно тесного, но стремительно растущего рынка электронных билетов выделилась новая, практически пустующая и не менее перспективная для монетизации ниша – mobile ticketing (продажа билетов посредством мобильных технологий).

Вскоре мы поставили перед собой новые ориентиры: оказалось, что сделать мобильное приложение гораздо проще и дешевле, чем полноценный веб-сервис. К нынешнему дню появилось достаточно много аналогов нашего сервиса: мы знаем как минимум несколько интересных решений для поиска мероприятий в сети Facebook в США, какие-то попытки по созданию таковых предпринимаются в России и Европе.

Тарас Мисковец: Мы стараемся сделать агрегатор мероприятий как можно удобнее

Что касается нашего продукта, то в нынешнем виде мобильное приложение LocalEvents помогает находить интересные события в сети ВКонтакте: у друзей, в тематических сообществах, через функцию поиска. Мы стараемся сделать агрегатор мероприятий как можно удобнее: в строке поиска искать события можно не только по названию (как на самом сайте ВКонтакте), но и по дате их проведения; все анонсы от сообществ специально адаптируются для чтения с мобильных устройств. Мы также позволяем просматривать события друзей – эта функция очень востребована, но почему-то до сих пор отсутствует как ВКонтакте, так и на Facebook. У нас таких эксклюзивных «фишек» уже довольно много, и на российском рынке мы пока ни с кем не конкурируем. Скажем, для того же пользователя ВК приложение LocalEvents – это не альтернативный мобильный клиент социальной сети, а дополнительная программа, расширяющая возможности ВКонтакте для поиска интересной информации в социальных кругах.

CNews: Привлекались ли в разработку проекта деньги спонсоров или венчурных фондов?

Тарас Мисковец: Первое время проект развивался на собственные средства, однако весь последний год он поддерживался также за счет грантов компании Майкрософт: международной грантовой программы AppCampus (в партнерстве с Nokia) и Фонда Посевного Финансирования. Полученных средств хватило на то, чтобы создать приложение и выпустить первую версию продукта на рынок, а также наметить пути развития на будущее.

CNews: Платформу какого вендора вы использовали для разработки решения? Что обусловило ваш выбор?

Тарас Мисковец: В наших продуктах используется набор технологий от целого ряда поставщиков. Значительная часть состоит из решений компании Майкрософт: Windows Phone 8, Azure, Visual Studio и другие. С другой стороны, серверная часть нашей платформы написана на языке Java, а большая часть инфраструктуры на данный момент базируется в облаке от Amazon. Такое многообразие в выборе технологий обусловлено многими факторами: их конкурентоспособностью, предпочтениями наших разработчиков, объемом поддержки, предлагаемой вендорами, и многим другим. Например, по экономическим предпосылкам мы можем в большей степени задействовать в работе облако Microsoft Azure (сейчас оно используется для разработки и тестирования), однако мы пока не торопимся и ждем подходящего момента.

Если же говорить об экосистеме Майкрософт в целом, то подкупает качество и количество предлагаемых ими возможностей для стартапов. Это в значительной степени нивелирует некоторые недостатки: такие как, например, относительно скромная доля рынка устройств Windows Phone по сравнению с iPhone и Android. В реальности этот рынок не так уж и мал, и политика Майкрософт ставит своей целью привлечь внимание еще большего количества пользователей. Именно поэтому они предлагают такие выгодные условия для стартапов.

CNews: Какую поддержку вы получили от вендора?

Тарас Мисковец: Майкрософт нам помог во многом. Это и уже упомянутые гранты, и обучение (грантовая программа AppCampus включала в себя образовательную часть), и льготное программное обеспечение (программа Bizspark), и продвижение – наше приложение неоднократно попадало на главную страницу Windows Phone Store, о нас писали в СМИ. Это не были одноразовые акции: поддержка продолжается до сих пор, и компания Майкрософт выделила нам персонального менеджера, который следит за развитием проекта и координирует наши общие усилия. Нам также предлагают многочисленные возможности для будущего сотрудничества и отличные перспективы развития.

CNews: Расскажите подробнее о вашем приложении.

Тарас Мисковец: LocalEvents — это персональное мобильное приложение, предназначенное для поиска интересных событий по сети ВКонтакте. Программа работает предельно просто: при первом входе пользователь подключается к своей учетной записи, приложение анализирует его профиль, встречи и список друзей и возвращает в удобном виде доступные для просмотра мероприятия.

С помощью LocalEvents можно легко узнать, куда собирается конкретный друг или целая группа друзей. Таким образом, у пользователя остается достаточно времени для того, чтобы выбрать подходящее мероприятие и обсудить свои планы с другими. Чтобы найти интересное событие, пользователю достаточно уточнить: куда, когда и с кем они хотят пойти. Также можно воспользоваться поиском по всем событиям ВКонтакте или посмотреть, какие мероприятия пользуются наибольшей популярностью – как среди друзей, так и во всей социальной сети. Кроме того, приложение синхронизирует все поступающие приглашения и вовремя напоминает о предстоящих событиях и встречах.

Наконец, LocalEvents – это способ находить не только актуальные, но и самые популярные мероприятия. Собранные на наших страницах авторские анонсы и подборки мероприятий от известных сообществ и организаторов помогут вам определиться с выбором и подскажут, как провести время в большом городе, исходя из ваших интересов.

CNews: Сколько пользователей вы насчитываете на сегодняшний день?

Тарас Мисковец: На данный момент наш счетчик показывает около 13 тысяч установок, из которых 11 000 – на Windows Phone 8, а остальные – iOS-приложения, которое пока все-таки существенно уступает по функциональности WP8-версии. Оба приложения были запущены в декабре.

Количество реальных пользователей не совпадает на 100% с числом загрузок, но мы стараемся и работаем над тем, чтобы удерживать как можно больше постоянных пользователей. У нас есть около 400 партнеров среди организаторов событий, владельцев мест развлечений и локальных СМИ, преимущественно в Петербурге, которые заинтересованы в развитии нашей платформы, – некоторые уже активно размещают свои события и анонсы у нас, рекламируют LocalEvents на своих площадках.

Мы также развиваем специальное направление для сотрудничества с крупными партнерами, такими как Geek Picnic или Питерский Фестиваль красок. На специально разработанной платформе мы создаем мобильные гиды к их событиям, суммарная аудитория которых к настоящему времени составила свыше 5000 человек.

CNews: Каковы ваши планы по развитию на ближайшие 3-5 лет?

Тарас Мисковец: Интеграция с ВКонтакте – не предел мечтаний. Мы хотим стать самодостаточным решением, объединяющим различные сервисы: информационные, билетные, социальные – на базе собственных технологий и профилей. Для успешного развития нужны мобильные приложения на всех ключевых платформах. Для iOS полдела уже сделано, следующим шагом будет Android.

Мы также берем во внимание тех пользователей, которым нужен веб-сервис, а не мобильное приложение. Большое количество событий из разных источников требует хорошей систематизации, размещения рекомендаций и других аналитических алгоритмов. Монетизация сервиса подразумевает создание бизнес-инструментов для организаторов событий и их информационных партнеров. Речь идет не только о билетах, но также рекламе и маркетинге мероприятий.

На будущее мы имеем много идей по работе с QR-кодами и наружной рекламой, дополненной реальностью, геолокацией – эффективная продажа мобильных билетов и других услуг немыслима без подобных технологий. В конечном счете мы хотим занять уверенное место как на российском, так и на европейских рынках. А потом – Америка, Азия? Как знать!

CNews: Каким опытом вы можете поделиться с начинающими разработчиками?

Тарас Мисковец: Не пренебрегайте открывающимися возможностями и привлекайте любые полезные ресурсы или контакты, которые сможете получить: все это пригодится рано или поздно. Если вы не можете найти инвестиции, а деньги на развитие проекта очень нужны – поищите их в другом месте: в вашем распоряжении грантовые программы, конкурсы, государственная поддержка или зарубежные инвестиции, а также помощь со стороны крупных вендоров индустрии. Кто ищет – тот всегда найдет.

Не торопитесь с выпуском, тестируйте или перетестируйте ваш продукт. Это не значит, что технология должна быть сложной, но она несомненно должна быть выполнена качественно. Для этого и существует бета-тестирование: оно позволяет вам прислушаться к чужому мнению и сделать свои выводы. Многие советы профессионалов могут показаться разумными и логичными, но только столкновение с реальными пользователями расставит все по своим местам.