СТАРТАПЫ

Notissimus: интернет-магазины должны быть мобильными

О создании конструктора нативных мобильных приложений на базе облачных вычислений в интервью CNews рассказал Максим Кульгин, один из создателей стартапа Notissimus.

CNews: Расскажите, как зародилась идея создания вашего решения? Были ли у нее прототипы? Какие новые возможности ваше решение предоставляет пользователям по сравнению с аналогами?

Максим Кульгин: Наш бизнес, запущенный в июле 2013 года, предлагает платформу автоматизированного создания мобильных приложений для розничной торговли на всех мобильных устройствах. Многие изначальные идеи нам удалось реализовать, от еще большего количества пришлось отказаться. На данный момент у нас в команде 15 человек и мы ведем достаточно много розничных проектов.

С первых дней главным фокусом нашей работы стали Интернет-магазины, и мы полагали, что готовая платформа и небольшой ежемесячный платеж в 7 000 р. позволят нам быстро набирать базу клиентов для создания сервиса SaaS, где без нашего участия клиенты подключаются и получают добротные мобильные приложения на все платформы. Этот план, к сожалению, не получил должного воплощения. Главная тому причина, я думаю, заключалась в неготовности нашего рынка к мобильным приложениям: небольшим и средним Интернет-магазинам это оказалось совсем не нужно. В итоге нам пришлось в скором порядке менять концепцию бизнеса и начинать работать совсем по-другому, но уже с крупными сетевыми розничными компаниями.

Мы увеличили платеж за поддержку, поскольку нагрузка на облако Microsoft Azure от пользователей мобильных приложений средних и крупных клиентов стала выше, и нам приходится тратить больше средств на облачные вычисления и уделять больше внимания сервисному обслуживанию. Первоначально мы вообще не брали в расчет доработки, а сейчас наш доход на 50% состоит из технической поддержки приложений и на 50% из доработок.

Но самое важное - мы остались верны изначальной концепции: розничной торговле. Мы не принимаемся за проекты, которые не повышают нашу компетенцию в розничной торговле. Естественно, наш клиент может попросить что угодно, но в 99% случаев все доработки так или иначе связаны с торговлей. Мы очень аккуратно пробуем себя в проектах по созданию мобильных приложений для сегмента b2b, но основной наш вектор развития - разработка мобильных приложений для сегмента b2c.

В большинстве случаев мы не просим никаких разовых платежей за разработку мобильных приложений для устройств Apple iOS, Android, Windows 8/Phone. Есть только ежемесячная оплата за поддержку приложений на всех устройствах в размере 18 000 р. Основная тому причина – мы развиваем свою платформу исключительно для розничной торговли, которая в себя включает множество возможностей, и запуск первой версии приложений для клиента не требует от нас особых усилий. Бывают и исключения, когда клиент сразу запрашивает для первой версии дополнительный функционал, которого у нас нет. Тогда мы проводим доработки, которые в будущем станут в том или ином виде доступны и другим клиентам.

CNews: Привлекались ли деньги спонсоров или венчурных фондов для создания решения?

Максим Кульгин: Мы получили порядка 13 000 000 р. от частных инвесторов в Санкт-Петербурге.

CNews: Платформу какого вендора вы использовали для разработки решения? Почему вы остановили выбор именно на таком варианте технической реализации?

Максим Кульгин: Как отмечалось ранее, все создаваемые нами мобильные приложения работают на базе облака Microsoft Azure: туда закачиваются данные, обрабатываются и потом визуализируются на конечных устройствах. Чем был обусловлен наш выбор? Ответ простой – высочайшая надежность. В системе Azure есть только два звена – само мобильное приложение (для любой платформы - Apple iOS, Google Android или Microsoft Windows 8 / Phone) и облачные ресурсы. Мобильные приложения через сеть Интернет обмениваются информацией с облаком для визуализации контента клиента.

Мы отлаживаем мобильные приложения, а доступность данных в облаке обеспечивает компания Microsoft, вкладывая в это огромные ресурсы. У нас пропадает необходимость содержать дополнительные серверы где-то на хостинге, нанимать системного администратора и многое другое. Любое промежуточное звено в системе обмена информацией с клиентом только повышает шансы сбоя, а наша цель – сделать так, чтобы мобильные приложения для бизнеса работали бесперебойно. Кроме того, для нас как участников программы BizPark облачные ресурсы Microsoft Azure бесплатны, что позволяет нам масштабировать бизнес, не задумываясь о лишней статье затрат.

CNews: Получали ли вы поддержку от вендора? Какую?

Максим Кульгин: В мае 2013 года мы подавали заявку на получение технологического гранта от компании Microsoft, но его не получили, зато стали участниками программы Microsoft BizPark, что позволило нам сделать огромный шаг вперед. Программа BizSpark подарила нам не только бесплатное лицензионное прикладное программное обеспечение (Microsoft Windows 8, Microsoft Office и т.п.), но так же и предоплаченные ресурсы облачного сервиса Microsoft Azure.

Стоит пояснить, почему мы ставим акцент на подобную поддержку. Разработка программного обеспечения, в нашем случае мобильных приложений, так или иначе построена на аппаратных и программных комплексах. Запуск любого бизнеса – это инвестиционный проект, требующий привлечения капитала. Чем меньше компании нужно средств для старта, тем больше у нее шансов привлечь инвестиции и стартовать на рынке. Оценивая затраты на запуск, мы осознали, что вложения в аппаратную часть (компьютеры для разработчиков) и лицензирование программ практически равнозначны работе с облачными ресурсами.

Программа Microsoft BizPark для начинающих бизнесов в сфере ИТ технологии – это крайне серьезное подспорье, позволившее нам не только добиться серьезной экономии, но также получить информационно-техническую поддержку.

CNews: Расскажите подробнее о вашем решении.

Максим Кульгин: Первые попытки разработать мобильные приложения мы предпринимали еще во время работы в ИТ-штате разных компаний, занимающихся торговлей. По сути, основы нашего бизнеса были заложены около 3 лет назад, когда мы впервые задумались над тем, что с ростом продаж мобильных устройств намечается новый тренд в части развития мобильных приложений. Постепенно происходила наработка технологических основ будущей платформы.

Разработчики в нашей команде использовали платформу Microsoft .NET, и потому мы старались найти инструменты, которые позволили бы вести разработку на базе языка программирования c# сразу для двух операционных систем: Apple iOS и Google Android. Как оказалось, самым простым решением стало использование среды Xamarin, которая позволяет программный код, написанный на языке c#, транслировать в Objective-C и Java, чтобы в итоге получались нативные мобильные приложения. В настоящий момент мы получили статус авторизованного партнера компании Xamarin, что, мы надеемся, подчеркивает наш профессиональный уровень.

Летом 2013 года у нашей команды сформировалось четкая уверенность, что мы можем самостоятельно выйти на рынок с имеющимися наработками и предложить новую услугу в сфере розничной торговли – конструктор нативных мобильных приложений на базе облачных вычислений (учитывая специализацию разработчиков, мы снова остановили выбор на Microsoft Azure). Стоит отметить, что не все из наших изначальных планов осуществились, но основной акцент на розничной торговле остался и сейчас.

CNews: Сколько пользователей вашего решения уже сегодня?

Максим Кульгин: Сейчас у нас уже порядка 30 договоров с довольно крупными клиентами, и обороты постоянно растут. Это отличное начало.

CNews: Как вы видите перспективы развития вашего проекта в ближайшие 3-5 лет?

Максим Кульгин: Пока мы существуем на деньги наших инвесторов, но нам удалось привести затратную часть к фиксированной цифре и начать приближаться к безубыточности. Одновременно с основным бизнесом мы пробуем различные смежные проекты в части мобильных приложений для розничного бизнеса и вкладываем весь наш опыт в новые идеи.

CNews: Что бы вы могли посоветовать начинающим разработчикам, исходя из своего опыта?

Максим Кульгин: Мой совет – сразу выбирать направление, в котором известен целевой клиент, готовый сделать материальный вклад в разработку. Не стоит сразу увлекаться сервисами, которые относятся к категории «массовых», в расчете на то, что широкая аудитория в далеком будущем проявит интерес и начнет приносить прибыль. Такие проекты хорошо вести параллельно, когда есть у вас уже существует бизнес, приносящий стабильный доход.