СТАРТАПЫ

Дневник.ру: будущее – за облачными сервисами

В 2003 г. на свет появился Facebook, изначально предполагавшийся как социальная сеть для университетов - и тогда нынешнему CEO Дневник.ру пришло в голову, что синтез этих двух идей может стать отличным интернет-ресурсом для виртуальной социальной и академической жизни студентов.

В своем интервью для Forbes Гавриил Леви, основатель Дневник.ру, рассказал о том, как пришел идее проекта. Впервые он столкнулся с электронным документооборотом и эффективным применением ИТ в области образования, когда поехал учиться в Америку, в Колумбийский университет. Вся бухгалтерия, бизнес-процессы, расписания, запись на занятия, лекции и получение-сдача заданий внутри университета были в электронном виде - в 2001 г. это было культурным шоком. В 2003 г. на свет появился Facebook, изначально предполагавшийся как социальная сеть для университетов - и тогда нынешнему CEO Дневник.ру пришло в голову, что синтез этих двух идей может стать отличным интернет-ресурсом для виртуальной социальной и академической жизни студентов.

Будущее за облачными сервисами - считает Леви. Дневник.ру является примером  того, что ИТ-инфраструктуру школ и других учебных заведений можно сделать более эффективной и при этом намного более дешевой. Облачный сервис экономит колоссальные средства на серверах, компьютерах и площади, где их нужно размещать.

Как все начиналось

Главной мотивацией создателя проекта стал, несомненно, личный опыт: “Я сам как ученик, а в будущем как родитель, мечтал бы пользоваться таким сервисом. Мне кажется, что эта мотивация, если она является основополагающей, чаще будет приводить к успеху, чем мотивация первым делом заработать как можно больше денег”. Изначально концепция была направлена в сторону социального взаимодействия, но при более тесном общении со школами выяснилось, что первоочередная задача, которая стоит перед разработчиками, — это перевод тех бизнес-процессов, которые есть в школе, в электронный формат.

В начале проекта в первых нескольких школах были запущены социальные сети с ограниченным функционалом для учета учебного времени, расписаний, дневников и домашних заданий. Однако в определенный момент создатели проекта решили делать меньший упор на социальный функционал и сконцентрироваться на электронном документообороте для школ, системе управления учебным процессом.

Первая школа была подключена к сервису в 2009 г., и основные услуги были ориентированы на директоров и администрацию. В настоящий момент разработана программа, охватывающая образование на уровне администрации регионов. Но Дневник.ру надеется, что его разработка может достигнуть и вершины пирамиды управления образованием - министерства образования региона.

Технологическая основа

Михаил Даниловский, технический директор Дневник.ру, поясняет: “Изначально, в далёком 2007 г. мы выбрали платформу Amazon в качестве облачного сервиса. Мы взяли от неё только хранилище для пользовательского медиаконтента. С момента выхода MS Azure мы стали смотреть и в сторону этой площадки, и после переговоров было принято решение попробовать не только облачные хранилища Azure, но и воспользоваться вычислительными сущностями в облаке. Так и родилась идея создания облачного автомасштабируемого конвертера медиаконтента. А Микрософт, с её 3 дата-центрами в Евразии и имеющейся в России точкой выхода CDN, показалась нам идеальной для испытаний. На платформе Azure мы используем Azure Web Rolу, Azure Worker Role, Azure Blob Storage, Azure SQL Azure и Azure CDN. Используется несколько географически разнесённых хранилищ Azure Blob Storage, причем сервис автоматически масштабируется в зависимости от текущей нагрузки”.

Проект использует самые современные интернет и компьютерные технологии. Веб-сервис написан на ASP.NET с использованием таких технологий как Cassandra, 7 поколение IIS 7th с WebGardens (Web Farm), MS .NET Framework 2.0, MS .NET Framework 4.0, MS WCF, Remoting, MS Entity Framework, MS Sync Framework, MS AppFabric, live@edu integration, XMPP server-client, MS SQL 2008, Redgate. В общей сложности интеллектуальная собственность защищена 22 патентами. В будущем подразумевается тесная интеграция и написание специализированных приложений для планшетов, мобильных телефонов и ридеров. 

Что впереди

О своих планах на будущее CEO Гавриил Леви говорит так: “Через 10 лет хотелось бы, чтобы образование в интернете ассоциировалось именно с нашим брендом, как сейчас поиск ассоциируется с Google или «Яндексом», социальная сеть с «ВКонтакте» или Facebook. А пока нам нужно расти, прежде всего, географически. Как я уже говорил, мы запускаем проект в ряде стран Восточной Европы, и до конца года планируем запуститься также в США — на самом большом и серьезном рынке как с точки конкуренции, так и с точки зрения объема”.

Практически все страны в мире осознают необходимость модернизации образования. Во-первых, современные школьники и студенты теряют мотивацию к обучению, так как считают преподаваемый материал неактуальным, а форматы неинтересными. Если раньше хорошая учеба в школе и в ВУЗе была гарантией получения высокооплачиваемой работы, то теперь это не факт. Если раньше образовательное учреждение и учитель были единственными источниками новых знаний, то теперь есть множество других форматов, через которые возможно получать информацию.

Во-вторых, процессы в образовательных учреждениях не оптимизированы, и учителя тратят до 30% своего времени на бумажную работу и отчеты. Журналы, расписания, домашние задания, запись в образовательные учреждения, отчеты в органы управления образованием, обмен информацией внутри школы – все эти процессы никак не затронула модернизация последних десятилетий. Другая сторона этой проблемы в том, что органы управления образованием не получают актуальной и достоверной статистики, что мешает им формировать правильную образовательную политику.

В-третьих, налицо проблема прозрачности деятельности образовательных учреждений и вовлечения родителей в образовательный процесс. Сейчас для получения этой информации необходимо обращаться лично или отправлять письменный запрос. Как результат, родители практически никак не вовлечены в образовательный процесс и не имеют возможности получать актуальную информацию в удобном формате, а органы управления образованием не имеют эффективного канала для общения с образовательными учреждениями.

Основные модули

Дневник.ру позволяет образовательным учреждениям решать все перечисленные выше проблемы.

Модуль дистанционного обучения позволяет использовать различные форматы - от образовательных игр до онлайн-тестирования - для увеличения мотивации учеников и создания индивидуализированного образовательного продукта. Ученики и преподаватели получают доступ к ресурсам не только из своей школы, но и ко всем накопленным наработкам региона. Интеграция с мобильными устройствами, планшетами и телефонами позволяет пользоваться этими ресурсами в любое удобное время и в любом удобном месте.

Модуль управления школой позволяет перевести все бизнес-процессы в электронный формат и кардинально повысить их эффективность. Электронные журналы, дневники, домашние задания, расписания, конструктор отчетов, запись в образовательное учреждение, учет учеников и другие инструменты помогают образовательному учреждению сэкономить время и деньги на организации процесса и сосредоточиться на повышении качества обучения. Региональные органы управления образования всегда имеют доступ к актуальной статистике и отчетности.

Модуль социальной сети позволяет организовать единое информационное пространство как внутри образовательного учреждения, так и в целом, в масштабах региона. Персональные профили, группы, события, сети, электронная почта, единый календарь, школьный сайт помогают эффективно и быстро обмениваться информацией учителям, ученикам и родителям. Органы управления образованием получают прямой канал связи со всеми образовательными учреждениями региона.

Уникальность данного решения состоит в том, что на сегодняшний день в мире не существует продукта, который совмещал бы в себе все три модуля, тем самым предоставляя инструмент для эффективного решения всех проблем, которые стоят перед современной системой образования. Также уникальность состоит в выбранной бизнес-модели, которая подразумевает бесплатное использование базового функционала для образовательных учреждений и конечных пользователей, в то время как аналогичные по качеству и функционалу отдельные модули все являются платными.

На сегодняшний день в Дневник.ру работает 120 человек, из них 89 сотрудников в Санкт-Петербурге и 31 сотрудник в регионах России. В зарубежных филиалах — в Украине, Польше, Израиле, Венгрии — работает 37 человек. В общей сложности проект обслуживают 35 серверов и две облачные площадки – Amazon и Azure. Число подключенных пользователей в России – более 4 млн, школ — более 20 000, что составляет 82% реального рынка и 39% потенциального рынка. Средняя посещаемость сайта Дневник.ру — 265 000 человек в сутки. По масштабности и функционалу проект Дневник.ру в России конкурентов не имеет.