СТАРТАПЫ
Сергей Мехоношин: Для разработчика оптимальна смешанная инфраструктура
На российском рынке не так много стартапов, которые смогли достичь успеха. И вообще нет тех, кто бы открыто поделился полезным для всех опытом проведения закрытия такого проекта. Сергей Мехоношин, рассказал CNews о том, почему закрыли проект SolverMate.
CNews: На кого был ориентирован проект SolverMate?
Сергей Мехоношин: Нашей целью было сделать из почты полноценный и доступный бизнес-инструмент, ориентированный, прежде всего, на профессионалов из СМБ. С соответствующими гарантиями сохранности данных, техподдержкой и пр. Конкретные задачи - систематизировать переписку, повысить продуктивность работы пользователя, дать ему профессионального уровня инструмент с интуитивно понятным интерфейсом, в том числе для организации коллективной работы.
На рынке наблюдался и наблюдается дефицит таких решений. Особенно, если речь идет о сервисах, где все эти “лишние” функции не мешают работе пользователя и легко доступны тем, кто работает в отделе продаж, руководит рабочими группами и т.д.
CNews: Проект SolverMate в начале 2013 г. года пришлось закрыть. Мы можем проанализировать его результаты?
Сергей Мехоношин: Давайте попробуем.
CNews: Какой софт вы использовали при работе над проектом? Чем определяется обычно такой выбор?
Сергей Мехоношин: Проект полностью базировался на Open Source. Сама по себе ориентация на СПО при разработке массового дешевого веб-сервиса, наверное, правильная. В таких случаях довольно критична себестоимость. Мы не использовали коммерческое ПО в том числе и для минимизации лицензионных отчислений. Выбрали продукты с развитым функционалом для разработчика, заложенной возможностью масштабирования. Частичный переход на проприетарные решения был одним из возможных последующих сценариев.
Мы использовали дистрибутивы openSUSE и Ubuntu. Для веб-сервера взяли nginx. Сам продукт был реализован на Java с применением Spring Framework и Tapestry, в качестве middleware для работы с сообщениями выбрали Mule и другие более мелкие продукты.
В качестве СУБД нами использовалась PostgreSQL. Продукт нареканий не вызывает, но необходимые разработчику отладочные инструменты развиты слабо. Проприетарные продукты, которые используют крупные “почтовые” провайдеры, по сравнению с PostgreSQL, в этом плане выигрывают.
Отдельные элементы оказались неудачными. Подвел продукт, обеспечивающий очень важную для нас визуальную часть - пользовательский интерфейс. Хотя он позиционирован тоже как СПО, за него пришлось платить. И он оказался тяжелым, функционально избыточным. Чтобы снизить трудоемкость, от него пришлось отказаться. Вообще, выбрать Open Source разработчику бывает сложно. Продуктов много, отзывы о них противоречивы, лучше всего полагаться на личный опыт.
Еще один компонент, ответственный за работу с содержанием писем, перестал поддерживаться сообществом как раз в тот момент, когда мы только начали его использовать. Это общеизвестные издержки работы с СПО. У проприетарных продуктов достаточно своих проблем. Но не бывает, скажем, проблемы с контролем версионности на примере базы данных. Вендоры проприетарного ПО предоставляют разработчикам, как правило, полностью готовую инфраструктуру для работы с их продуктами.
Поэтому, думаю, что смешанная инфраструктура оптимальна для разработчика. Вопрос, скорее, в том, что вы создаете, какой продукт или сервис. Отсюда и надо отталкиваться.
CNews: Пользователи доверяют сервису gmail, программе OutLook и ряду других, поскольку за ними стоят достаточно известные вендоры. Что важнее - деньги инвестора, его ресурсы или же его бренд, известность на том или ином рынке, определенный кредит доверия со стороны пользователей?
Сергей Мехоношин: Пользователи часто смотрят на новый, полезный им функционал продукта, поэтому готовы пробовать новый сервис. Главное - обеспечить возможность «возврата».
Зато мы столкнулись с недоверием у потенциальных партнеров — хостинговых компаний. Они могли бы существенно помочь сервисам вроде нашего занять рынок. У российских хостеров есть определенный интерес к такого рода сервисам. Но он не первоочередной. Гораздо больше их интересует, например, тематика облаков и VDS/VPS. Мотивация развивать свои почтовые сервисы низкая. “Все равно клиент уйдет на gmail или, скажем, на почту Яндекс,” - примерно так все они сейчас рассуждают.
В тоже время западные хостинговые компании активно предлагают услуги наших конкурентов, не очень известных — Zimbra, OpenXchange и др.
CNews: А как насчет стратегических инвесторов?
Сергей Мехоношин: С Яндекс, Google, другими потенциальными стратегическими инвесторами мы общались неоднократно.
Нам удалось создать сервис работы с почтой, позволяющий смотреть на письма как на цепочки писем, задачи, клиентские заявки, хранилище файлов, клиентскую базу и под другими углами зрения, при этом имея возможность разделить доступ и обеспечить коллективную работу. Крупные почтовые сервисы не могут так кардинально изменить подход к работе с данными, у них есть унаследованные ограничения.
Ни у кого из упомянутых компаний не было пользовательского функционала, направленного на улучшение стандартных сценариев работы с информацией в электронной почте, например, связанного с тем, чтобы цепочку писем можно было легко превратить в задачу или встречу. Сейчас он появился, но реализован иначе, через дублирование информации. Речь, чаще всего, идет о замене действий “копировать-вставить”, об интеграции отдельных друг от друга веб-приложений: почта, контакты, календарь, файлы.
Помимо прочего, целевая аудитория крупных почтовых сервисов - частные лица. Все, что как-то связано с бизнес-тематикой, игнорируется из-за незначительности аудитории. Иногда такие функции стараются отдать на сторону, предлагают сделать приложение-надстройку.
CNews: Почему тогда нельзя было сделать приложение для Gmail и разместить в Google Apps Marketplace?
Сергей Мехоношин: Думать о сервисе мы начали в 2009 г., и Gmail потенциально мог быть средой, для которой мы могли бы сделать приложение. Этот вариант мы рассматривали. Собственно, так и поступила компания, коммерческий сервис которой мы сейчас предложили пользователям в качестве некой альтернативы, частичной замены.
Но в то время политика Google по доступу к данным со стороны плагинов была довольно сурова. Такие надстройки делать было нельзя. Правую часть экрана занимала реклама, виджеты разместить было негде. Кроме того, код периодически изменялся. Политика вендора в этом плане была тогда для нас непонятна.
CNews: Приходит на память история с Google Wave. Новый подход вендора к коммуникациям обрел горячих сторонников, не согласных с его решением закрыть проект...
Сергей Мехоношин: К нам были обращения дать проекту “вторую жизнь” в виде ПО с открытым кодом. Причем многократные. Директор компании из СМБ пишет в техподдержку: “Возможности кастомизации писем, ярлыки, сортировка, отслеживание, совместная работа по типам - это мега-полезные функции. Фактически, SolverMate работает как CRM, которую можно настроить для любого малого бизнеса. Перестали теряться письма, менеджеры перестали забывать про заявки, автоматически наладилась связь с бухгалтерией и т. д.”. Типичная фраза в таких обращениях “нам теперь приходится пользоваться почтой Google”.
CNews: Есть ли в России СПО-сообщества, способные развивать ваш сервис дальше?
Сергей Мехоношин: На мой взгляд, сильных сообществ нет, отдавать сервис некому. Кроме того, инновационный продукт, коим является SolverMate, нужно сначала довести до того состояния, чтобы его можно было только поддерживать. Энергия и идеи основателя и его команды должны быть в полной мере воплощены в исходном коде, в прототипе, в ядре. Вот на этом этапе уже могут подключаться сообщества. Такие прототипы сами сообщества создать не могут – только клонировать или подхватить.
Мы поняли, что в России есть пользователи, которым не хватало нашего продукта с продвинутым функционалом. Но их оказалось недостаточно. И открытый дистрибутив им нужен не для того, чтобы его развивать, а для того, чтобы самим собрать, установить локально, настроить и продолжать на нем работать.
CNews: Почему проект пришлось прервать?
Сергей Мехоношин: Закончились деньги. Для окупаемости проекта по модели freemium достаточно было набрать несколько десятков тысяч активных компаний. Цифра вполне реалистичная, особенно если вспомнить о размере аудитории крупных почтовых сервисов, где счет обычно идет на миллионы пользователей. Если, скажем, говорить о Gmail - то это порядка полумиллиарда аккаунтов. Может быть, не удалось это сделать потому, что реальный спрос на продукты, повышающие бизнес-эффективность, в России не сформирован.
Прошлый год проект финансировал частный инвестор. К концу года у него неожиданно поменялись обстоятельства, и он не смог продолжить его развитие. Мы помогли всем активным пользователям мигрировать без потерь и закрыли проект.
CNews: Что дала работа над проектом в профессиональном плане? Будете ли продолжать работать в том же направлении?
Сергей Мехоношин: Интерес ко всему, что связано с коммуникациями, особенно сопряженными с обработкой текста, у меня, пожалуй, только вырос. Для себя определил эту тему как “коммуникации”. На примере SolverMate – это неменяющий привычек пользователя структурированный контекстный интерфейс с минимизацией полнотекстового поиска. Характерный для new-media автоподбор релевантной информации в почтовом сервисе, контекстные виджеты с метриками, которые мы туда добавили первыми. Множество решений, улучшающих процесс работы с данными из коммуникаций, еще никто не реализовал, но они, что называется, витают в воздухе. Потенциал в коммуникациях еще на 10 лет вперед, даже если не учитывать темы по распознаванию речи и пр. Думаю, через 10 лет я вам опять скажу то же самое.
Как руководитель проекта, я стал более избирательным к деталям и ньюансам. Для меня сейчас важен не только продукт, для кого он делается, команда и пр., но и всякого рода “мелочи”, которые позволяют предугадать, что будет дальше, на много ходов вперед, действовать на упреждение.
Я приобрел определенные знания о российском рынке инвестиций. У нас сейчас востребованы проекты e-commerce. Высокие технологии, улучшение производительности, параметров сервиса - на эти темы с нами серьезно разговаривали лишь западные инвесторы. Посмотрите TechCrunch
– там на каждые пару страниц вы найдете как минимум один проект по унифицированным коммуникациям или на стыке с ними.
Интереса к высокотехнологичным стартап-проектам, близким мне по тематике, я не потерял. Но вероятность участия именно в российском проекте оцениваю как невысокую.