Нижний Новгород: внедрить свободное ПО в школах непросто

ПО Свободное ПО Открытое ПО
, Текст: Егор Гребнев
На официальном сайте правительства Нижегородской области опубликовано экспертное заключение по итогам апробации Пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) в 10 школах региона в апреле-июне 2010 года. По мнению авторов заключения, внедрение ПСПО в школах связано с рядом технических и организационных проблем, в частности, с проблемой недостатка компетентных кадров в школах.

На сайте правительства Нижегородской области опубликовано трехстраничное экспертное заключение, составленное специалистами кафедры информационных технологий Нижегородского института развития образования. Заключение содержит описание проекта по апробации, SWOT-анализ (преимущества и недостатки) перехода на свободное программное обеспечение в образовательных учреждениях и выводы, в которых обобщаются выявленные проблемы и предоставляются рекомендации по поводу внедрения ПСПО в школах региона.

В апробации приняло участие 5 школ Нижнего Новгорода, а также 3 городских и 2 сельских школы Нижегородской области. Апробация ставила следующие задачи: проанализировать специфику процесса инсталляции и обслуживания ОС Linux, выявить степень соответствия СПО требованиям организации образовательного процесса в классе, проанализировать уровень обеспеченности необходимыми учебно-методическими материалами для использования СПО в учебно-воспитательном процессе, проанализировать уровень готовности образовательного коллектива к восприятию ПСПО.

Представленный в экспертном заключении SWOT-анализ кратко упоминает некоторые достоинства СПО, в том числе, бесплатное лицензирование, бесплатные обновления и не конкретизированную “доступность”. Существенно больше внимания уделено описанию выявленных недостатков. К их числу отнесены сложность в инсталляции и настройке, необходимость обращения за помощью к специалистам, проблемы с подключением периферийного оборудования, отсутствие качественной поддержки мультимедийных дисков и электронных образовательных ресурсов, отсутствие методической поддержки и дидактических материалов, проблемы совместимости MS Office и OpenOffice.org, необходимость дополнительного повышения квалификации учителей-предметников для работы с СПО.

Под критику авторов документа попала и компания “АйТи”: проведенный ею проект по обучению педагогов зачастую носил, по их мнению, “формальный” характер: “Как показывают результаты экспертизы, менее 3% учителей … прошли обучение по курсу “Применение пакета СПО в учебном процессе”, большинство из них в процессе дистанционного обучения НЕПОСРЕДСТВЕННО не работали в ОС Linux” (орфография оригинала сохранена).

Составители экспертного заключения утверждают, что внедрение ПСПО в школах – сложный процесс, требующий комплекса специальных мероприятий. Среди предлагаемых мер авторы документа предлагают ввести в школах дополнительные штатные единицы системных администраторов, улучшить методическое сопровождение и провести дополнительную подготовку педагогов для работы с СПО.

Заместитель Генерального директора компании «Альт Линукс» Алексей Новодворский признает необходимость привлечения квалифицированных специалистов к обслуживанию внедрений ПСПО, однако он не согласен, что такое обслуживание непременно должно осуществляться штатными системными администраторами. По его мнению, Linux можно и нужно администрировать удаленно, и в регионах России, в том числе в Нижнем Новгороде, есть специалисты, способные выполнить такую работу.